Ольга Гончаренко
План по самообразованию учителя — логопеда на тему «Активизация словаря детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию учителя – логопеда
старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
на тему "Активизация словаря детей 5 -7 лет"
1. Гончаренко Ольга Николаевна
2. Сведения об образовании и категории: высшее образование, высшая категория воспитателя, в данный момент без категории логопеда.
3. Тема: Активизация словаря детей 5-7 лет.
4. Сроки реализации: работа начата в сентябре 2014 года, планируется закончить в мае 2016 г.
Публикация «План по самообразованию учителя — логопеда на тему „Активизация словаря детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
5. Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей старшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи: - расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим темам;
- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);
- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие;
- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.);
- учить детей применять полученные знания в повседневной жизни.
6. Актуальность темы:
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. У многих детей (80 – 90 %) уровень развития словаря, как активного, так и пассивного стоит на низком уровне.
Слово – основная единица речи, условно обозначающая название предметов, явлений окружающей жизни, признаков предметов, их действий и т. д.
Различается активный и пассивный словарь, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Важно не только умение детей пользоваться большим количеством слов, но и владеть навыками словообразования. Формирование лексических средств зависит от многих факторов: специальных условий, в которых воспитывается ребенок, его речевого окружения, активной речевой практики, а также особенностей возрастного и психического развития.
У детей пятого года жизни число прилагательных, связанных с цветом, составляет 2 – 3 % от каждых 100 слов, употребляемых в процессе игры. К пяти годам они овладевают набором слов, обозначающих основные формы, выделяют измерения противоположных величин – высоту, длину, ширину. Пространственные представления в этом возрасте называются достаточно дифференцированно и точно (впереди, ниже, сзади и т. д.). После пяти лет дети уверенно выделяют части предметов, сравнивают их по различным признакам и общим признакам, усваивают свойства предметов, сделанных из различных материалов. В это же время они начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия, связанные с настроением (грусть, радость, веселье); военной тематикой (отряд, победа, война); деятельностью (строительство, ремонт); нравственными ценностями (смелость, забота, защита, предательство).
7. Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
8. Форма самообразования : индивидуальная.
9. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
- посещение НОД у воспитателей и коррекционно – развивающих занятий у учителей – логопедов своего МБДОУ и р-на, г. Санкт - Петербурга;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
- совместная работа с родителями ( проведение совместного проекта: создание «Моей первой энциклопедии» (лексические темы, организация тематических выставок «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза», «День Космонавтики», «Моя семья», «Мои друзья», организация фотовыставки «Я и мой питомец»;
- подбор методических пособий и дидактических игр по теме (смотри приложение 1);
- обобщение результатов на заседании МО.
10. Практический выход : семинар – практикум.
11. Отчет о проделанной работе:
- сообщение на педсовете;
- слайд – презентация по НОД;
- презентации по лексическим темам: «Отгадай загадку. Овощи», «Отгадай загадку. Фрукты», «Угости соком…», «Новогодний калейдоскоп», «Зимующие птицы», «Зима, зимние забавы, Олимпиада 2014», «23 февраля – День защитника Отечества», «Домашние животные» и другое;
- флипчарты для работы на интерактивной доске по лексическим темам.