Вера Васильева
Методическое исследование Тема: «Формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Глагольная система является важным компонентом языковой системы речи ребенка. Глагол - это одна из самых больших частей речи в современном русском языке. Формирование словаря глаголов в речи детей без речевой патологии осуществляется последовательно. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с общим недоразвитием речи III уровня усваивают глагольную систему с рядом особенностей: усвоение происходит медленнее, чем в норме. Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объёме пассивного и активного словаря. По мнению отечественных авторов, дошкольники с ОНР понимают значение многих глаголов, объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление их в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия (мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, спать). Слова употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определённой ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова
Публикация «Методическое исследование Тема: „Формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Исследовательская деятельность
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
По выбранной мной теме проводилось исследование сформированности глагольной лексики у детей дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 20 детей с ОНР посещающих старшую группу детского сада для детей с нарушениями речи, и 20 детей с нормальным речевым развитием этого же возраста в качестве контрольной группы. В состав основной группы вошли дети 6 лет, в личных делах которых (по итогам обследования в условиях психолого - медико-педагогической консультации) имелось заключение о наличии общего недоразвития речи, третий уровень речевого недоразвития (по классификации Р. Е. Левиной).
Для исследования была разработана диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи, Волковой Г. А., которая наиболее информативно показывает уровень сформированности лексики.
В ходе исследования реализовались следующие задачи:
1. Подобрать методики экспериментального исследования.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование.
3. Осуществить количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
4. Выявить специальные особенности употребления глаголов дошкольниками с ОНР.
Все задания были поделены на три блока.
I блок – задание на исследование актуализации глагола.
II блок – задание на исследование умения подбирать глаголы, обозначающие действия животных.
III блок – задание на исследование умения подбирать антонимы к глаголам.
Для каждого блока заданий были определены уровни сформированности и разработаны критерии оценки.
Методика экспериментального исследования
Для всех заданий были подобраны одинаковые критерии оценок, по которым оценивались ответы детей.
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов 2б.
2 балла – правильное выполнение.
1 балл - поиск, с помощью логопеда, находит нужное слово.
0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
( использовались задания: «Выбери правильно», кто как голос подает,
1
антонимы)
По итогам проведенного обследования выполнен количественный подсчет, что позволило установить, какому уровню развития соответствует каждый исследуемый параметр.
Результаты исследования способности актуализации глаголов
Актуализация глаголов находится у большинства детей на среднем уровне развития, но 7 детей имеют низкий уровень развития. При обследовании дети не всегда правильно называют действие, выполняемое предметом, т. е заменяют его близким по значению. При назывании действий людей допускались такие ошибки: «режет» - «пилит», «шьют» – «тыкают». Многие дети не могли подобрать глагол и заменяли его описанием функционального значения предмета: «для того, чтобы шить». Многие дети отказывались от выполнения задания.
Анализ результатов II блока экспериментального исследования.
В этом задании детям нужно было подобрать глагол, обозначающий действие животного к картинке. В полном объеме с заданием справились лишь пять детей. У остальных детей наблюдался средний и низкий уровни. Дети допускали следующие ошибки: заменяли глагол звукоподражанием животному (вместо «лает» - «гав-гав», вместо «хрюкает» - «хрю-хрю», пытались передать внешние признаки животного, изображали его или просто отказывались от выполнения. Встречались замены слов – действий на слова близкие по звучанию («пищит» - «пикает», происходили замены на близкие слова-действия по значению («мяукает» - «мурлыкает»). Особые трудности были у детей при подборе глаголов «хрюкает» и «мычит». Остальные глаголы трудности не вызвали в связи с частотностью употребления.
Третий блок
В этом задании детям необходимо было подобрать и назвать глагол – антоним для предъявленного слова-действия. В полном объеме задание не выполнил никто. Со средним и низким уровнем развития насчитывается по 10 человек. Дети при выполнении данного задания с трудом подбирали нужный глагол или заменяли его на глагол с частицей не, а так же на близкий по значению синоним для предъявленного слова-действия. Наиболее часто допускаемые ошибки: поднимать – опускать (дети называли следующие слова : «не поднимать», «вниз надо», «класть»). Включать – выключать («зажигать», «светить», «не выключать»). Застегивать – расстегивать («отстегнуть», «не застегнуть»). Задвинуть – отодвинуть («выдвинуть», «сдвинуть», «задвигать», «двигать»). Приклеить – отклеить («не приклеить», «склеить», «отлепить», «оторвать»). Приехал – уехал («переехал», «подъехал», «не ездил», «отъехал»). Открывает – закрывает («не открывает»). Ушел – пришел («не уходил», «не шел»). Для детей это задание оказалось очень трудным, подбор антонимов детьми затруднен.
Итоги. На итоговой гистограмме можно увидеть, как менялись показатели усвоения глаголов в трех заданиях. В задании I блока, направленного на выявление способности актуализировать глаголы, дети показали не плохие результаты. Трое человек набрали высокий уровень. У детей наблюдались ошибки в правильном выборе глагола, дети экспериментальной группы заменяли глагол на другой или на
2
описание функционального значения предмета.
Задание II блока, направленного на изучение способности подбирать глагол обозначающий действие животного не вызвало у детей больших трудностей, большинство детей составили высокий и средний уровни. Лишь два ребенка не справились заданием и отказались выполнять. Наиболее частотной ошибкой при выполнении данного задания был подбор звукоподражания вместо глагола. Самые низкие результаты были получены в задании III блока, направленного на исследование способности подбирать глаголы-антонимы, дети с ОНР не показали высоких результатов. Одинаковые показатели были у среднего и низкого уровня. Дети с трудом подбирали нужный глагол или заменяли его на глагол с частицей не, а так же на близкий по значению синоним для предъявленного слова-действия.
По результатам проведенного нами эксперимента была разработана методика коррекционной работы по формированию глагольного словаря, включающая такие этапы как:
1. Подготовительный этап.
- уточнение значений глаголов в пассивном словаре.
2. Этап формирования лексических (языковых) умений и навыков.
- формирование синтагматических отношений глаголов (точное употребление глагола в речевом потоке)
- формирование парадигматических отношений глаголов. (формирование у детей понятия о семантической структуре слова)
3. Заключительный этап.
-введение изученных детьми глаголов во фразовую речь.
Методические рекомендации по проведению коррекционной работы направленной на формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР. Для формирования глагольного словаря необходимо использовать следующие методы : методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы :
А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря : рассматривание и обследование предметов, наблюдение;
Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря : рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря : рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др.