Евгения Владимировна Немцева
Направления педагогической работы по развитию речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослыми. Поэтому основное направление работы педагогов по развитию речи в раннем возрасте – развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребёнком речи окружающих людей и овладение активной речью.
Публикация «Направления педагогической работы по развитию речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Большинство малышей в начале второго года жизни хорошо понимают слова взрослых. Этап в развитии речи, когда ребёнок уже понимает то, что ему говорят, но сам ещё говорить не умеет, называется этапом «пассивной речи». На этом этапе задачами воспитания выступают дальнейшее развитие понимания речи взрослых и постепенное овладение ребёнком активной речью.
Пассивная и активная речь развивается в единстве. Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, знакомить с названиями различных предметов, действий, природных явлений и пр. Важную роль играет также побуждение детей к выполнению просьб, поручений, советов – в быту, общении, игре. Ребенок учиться устанавливать связь слово с предметом и действием, выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками. Педагоги должны создавать условия для усложнения грамматического строя речи детей. Они задают соответствующие образцы и побуждают малышей использовать в речи двух -, трёх – и более словные предложения, разные части речи, вопросительную и восклицательную формы. Необходимо также уделять внимание развитию у детей фонематического слуха, так как он является одним из важных условий, определяющих способность ребенка понимать речь, воспроизводить звуковые образцы взрослого, самому произносить слова и фразы.
На первых этапах развития речь малыша тесно связана с его практическими предметными действиями. Ребёнок может говорить только о том, что видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретное действие очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию.
Постепенно речь отделяется от наглядной ситуации; её понимание и активное использование ребенком становиться возможным и без опоры на восприятие, действия и движения. Чтобы преодолеть ситуационность речи, педагоги должны общаться с детьми не только по поводу наглядной ситуации, но и беседовать о том что не представлено здесь и сейчас.
Большое значение для развития понимания речи, о расширении словарного запаса, усложнения грамматического и интонационного строя речи имеет чтение детям книг, рассказывание сказок, историй. Знакомя малышей с детскими литературными произведениями, педагоги вместе с детьми рассматривают и обсуждают иллюстрации, помогают разучивать короткие стишки, песенки. Очень важно поощрять детское словотворчество, организовывать речевые игры-забавы.
В раннем возрасте развивается ещё одна важнейшая функция речи – регулятивная. У ребенка появляется способность управлять своим поведением с помощью слова, планировать свои действия. Выполняя инструкции и поручения взрослых, малыш учиться действовать не импульсивно, а подчинять своё поведение слову – сначала слову взрослого, а потом и своему собственному.
Отдельным направлением педагогической работы является развитие у детей мелкой моторики – движение кистей рук и пальцев. Упражнение кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего в том числе и развитием мелкой моторики.
Важнейшей задачей педагогов является приобщение детей к художественной литературе. Чтение малышам книг, стихов, потешек, рассказывании сказок имеет большое значение для личностного и общекультурного развития детей.
Итак, в сфере речевого развития ребенка перед педагогами стоят следующие основные задачи:
• развитие у детей понимание речи;
• развитие активной речи;
• приобщение к детской художественной литературе.
Эти задачи решаются как в ходе взаимодействия воспитателей с детьми в повседневной жизни, так и при проведении специальных игр и занятий.