Получи документы

Направления детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ как средства обогащения социального опыта дошкольника

Ирина Шилова
Направления детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ как средства обогащения социального опыта дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Публикация «Направления детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ как средства обогащения социального опыта дошкольника» размещена в разделах

Однако если процесс социализации личности ребенка привычен для детских дошкольных учреждений и освоен ими, то процесс индивидуализации – это еще сложное звено нашей деятельности.

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих решение этой задачи, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, то есть активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщиться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, то есть происходит процесс индивидуализации.

В качестве основного средства обозначенной проблемы рассматривается детская субкультура, основными проявлениями которой являются:

• традиционные народные игры;

• собирательство и коллекционирование;

детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

детский правовой кодекс (взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право, право на использование конкретного места;

детская магия и мифотворчество («колдовство»);

детское философствование (вопросы «почему?», рассуждения о жизни и смерти и т. п.);

детское словотворчество и т. д.

Ведь именно детская субкультура наиболее полно отвечает социальным потребностям современных детей. Социализирующие возможности ее велики. Мы, педагоги и родители, по-другому сморим на мир своих детей, раскрываем его с позиции ребенка. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми, за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

«Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем» (В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фильдштейн).

Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в окружающем мире.

Одним из компонентов формирования детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности. Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться. Так, после знакомства с настольно-печатной экологической игрой «Что сначала? Что потом?» у детей появился интерес о создании коллекции фотографий диких и домашних животных, человека, птиц, насекомых, цветов, времен года и т. д. Дети сами определяют место для коллекции, где могут самостоятельно исследовать любой предмет, общаться между собой и транслировать полученные знания родителям. Этот центр постоянно пополняется новыми фотографиями, материалами, познавательной литературой.

Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками, – макет. Он выводит способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность. В центре природы много лет назад и по настоящее время при помощи взрослых и руками детей созданы макеты биоценозов, в которых присутствуют растения, животные это позволяет им понять взаимосвязь организмов в среде обитания "Пустыня", "Тропики" "Древний мир периода динозавров", модели огорода, сада, модели "Скотный двор", "Лес", "Морское дно" - здесь особое место заняли современные игрушки животных, которыми очень любят играть дети. Вылепленные руками воспитателей и детей скульптуры расширяют не только кругозор детей, но и поле их деятельности.

С целью удовлетворения важнейшей социальной потребности ребенка руками родителей педагогов и воспитанников созданы:

-центр патриотического воспитания. В нем представлены семейные фотографии воспитанников "генеалогическое древо семьи", альбом с фотографиями родного села и края,

- центр народного творчества, где дети знакомятся с национальной русской культурой, с русскими народными праздниками и традициями. Проводятся праздники «Осенние посиделки», «Праздник русской березки», «Колядки», «Масленица», «Праздник Ивана Купалы» Все воспитанники наряжаются в русские народные костюмы и веселятся.

В группе создано игровое пространство в стиле русской деревни. Дети могут пойти по воду к колодцу с ведрами на коромысле, полежать на русской печи, устроить посиделки у настоящего плетня, выглянуть в окошко с занавесками русской избы. На этом фоне русского духа лучше запоминаются поговорки и пословицы, народные песни и танцы. Все это направлено на приобщение детей к духовной культуре, пробуждение у дошкольников основ национального самосознания, национальной принадлежности.

Самая предпочитаемая игра с игрушками нового поколения у девочек – “Барби и Кен”, где дети дают волю своему воображению, используя специально созданные своими руками для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт, продукты питания. На основе этого создан модуль "Домик Барби". Во время практической работы обязанности распределяются таким образом, чтобы все дети делали не одно и тоже. Например, одни шьют шторы, другие мастерят мебель, лепят посуду. Многое может быть сделано не на специально организованных занятиях. А в индивидуальном порядке отдельными детьми по их желанию в свободное время и даже дома.

Приобщаясь к детской субкультуре, ребёнок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и овладевает собственным поведением, что формирует его как личность.

Публикации по теме:

Развивающее общение в предметно-развивающей среде Одной из важнейших задач младшего возраста является развитие речи и общение детей. Условием развития коммуникативных способностей детей.

«Экспериментальный уголок». Фотоотчет о предметно-развивающей среде в ДОУ«Экспериментальный уголок». Фотоотчет о предметно-развивающей среде в ДОУ .

Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС ДО Дата проведения анализа: сентября 2016г Характеристика.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде Подготовила Е. К. Пономарёва - воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №8 «Звёздочка» города Няндома. «Требования к развивающей.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС). Консультация для педагогов Консультация "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Старший воспитатель: Гавриленко Н. В. Консультация для педагогов Требования.

Региональный компонент в предметно-развивающей средеРегиональный компонент в предметно-развивающей среде Региональный компонент в предметно-развивающей среде. Мы живём в Ростовской области. Наш край богат историей живших здесь казаков. Так хочится.

Презентация «Средства обогащения детского опыта и перенос его в самостоятельную театрализованную деятельность». Тема: «Средства обогащения детского опыта и перенос его в самостоятельную театрализованную деятельность». Подготовила воспитатель Тихонова.

Родительское собрание «Совместная работа по созданию условий для обогащения социального опыта дошкольников». Ход собрания: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас. Давайте сегодня поговорим о совместной работе по созданию условий.

Творческий подход к предметно-развивающей средеТворческий подход к предметно-развивающей среде В группе предметно - пространственная развивающая среда оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Она отвечает интересам и потребностям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Направления детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ как средства обогащения социального опыта дошкольника
Опубликовано: 18 июня 2018 в 21:06
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Направления детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ как средства обогащения социального опыта дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД