Ирина Шилова
Направления детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ как средства обогащения социального опыта дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Публикация «Направления детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ как средства обогащения социального опыта дошкольника» размещена в разделах
Однако если процесс социализации личности ребенка привычен для детских дошкольных учреждений и освоен ими, то процесс индивидуализации – это еще сложное звено нашей деятельности.
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих решение этой задачи, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, то есть активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщиться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, то есть происходит процесс индивидуализации.
В качестве основного средства обозначенной проблемы рассматривается детская субкультура, основными проявлениями которой являются:
• традиционные народные игры;
• собирательство и коллекционирование;
• детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
• детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
• детский правовой кодекс (взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право, право на использование конкретного места;
• детская магия и мифотворчество («колдовство»);
• детское философствование (вопросы «почему?», рассуждения о жизни и смерти и т. п.);
• детское словотворчество и т. д.
Ведь именно детская субкультура наиболее полно отвечает социальным потребностям современных детей. Социализирующие возможности ее велики. Мы, педагоги и родители, по-другому сморим на мир своих детей, раскрываем его с позиции ребенка. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми, за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.
«Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем» (В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фильдштейн).
Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в окружающем мире.
Одним из компонентов формирования детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности. Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться. Так, после знакомства с настольно-печатной экологической игрой «Что сначала? Что потом?» у детей появился интерес о создании коллекции фотографий диких и домашних животных, человека, птиц, насекомых, цветов, времен года и т. д. Дети сами определяют место для коллекции, где могут самостоятельно исследовать любой предмет, общаться между собой и транслировать полученные знания родителям. Этот центр постоянно пополняется новыми фотографиями, материалами, познавательной литературой.
Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками, – макет. Он выводит способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность. В центре природы много лет назад и по настоящее время при помощи взрослых и руками детей созданы макеты биоценозов, в которых присутствуют растения, животные это позволяет им понять взаимосвязь организмов в среде обитания "Пустыня", "Тропики" "Древний мир периода динозавров", модели огорода, сада, модели "Скотный двор", "Лес", "Морское дно" - здесь особое место заняли современные игрушки животных, которыми очень любят играть дети. Вылепленные руками воспитателей и детей скульптуры расширяют не только кругозор детей, но и поле их деятельности.
С целью удовлетворения важнейшей социальной потребности ребенка руками родителей педагогов и воспитанников созданы:
-центр патриотического воспитания. В нем представлены семейные фотографии воспитанников "генеалогическое древо семьи", альбом с фотографиями родного села и края,
- центр народного творчества, где дети знакомятся с национальной русской культурой, с русскими народными праздниками и традициями. Проводятся праздники «Осенние посиделки», «Праздник русской березки», «Колядки», «Масленица», «Праздник Ивана Купалы» Все воспитанники наряжаются в русские народные костюмы и веселятся.
В группе создано игровое пространство в стиле русской деревни. Дети могут пойти по воду к колодцу с ведрами на коромысле, полежать на русской печи, устроить посиделки у настоящего плетня, выглянуть в окошко с занавесками русской избы. На этом фоне русского духа лучше запоминаются поговорки и пословицы, народные песни и танцы. Все это направлено на приобщение детей к духовной культуре, пробуждение у дошкольников основ национального самосознания, национальной принадлежности.
Самая предпочитаемая игра с игрушками нового поколения у девочек – “Барби и Кен”, где дети дают волю своему воображению, используя специально созданные своими руками для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт, продукты питания. На основе этого создан модуль "Домик Барби". Во время практической работы обязанности распределяются таким образом, чтобы все дети делали не одно и тоже. Например, одни шьют шторы, другие мастерят мебель, лепят посуду. Многое может быть сделано не на специально организованных занятиях. А в индивидуальном порядке отдельными детьми по их желанию в свободное время и даже дома.
Приобщаясь к детской субкультуре, ребёнок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и овладевает собственным поведением, что формирует его как личность.