Лидия Струнова
Развивающее общение в предметно-развивающей среде
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач младшего возраста является развитие речи и общение детей. Условием развития коммуникативных способностей детей служит богатая по своему содержанию предметно-развивающая среда.
Поэтому мы решили преобразовать игровые уголки в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей.
Публикация «Развивающее общение в предметно-развивающей среде» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Мы стремились к тому, чтобы все игровые уголки, материалы и пособия были доступны детям, функциональны и востребованы ими в самостоятельных, свободных видах деятельности. А также, чтобы игровой материал был ярким, красочным и крупным.
Первое, что мы сделали – это убрали весь мелкий игровой материал, так как он представляет опасность для детей данного возраста.
Затем мы увеличили количество игрушек одного вида, которые наиболее часто задействованы в детских играх. Таким образом в нашей группе оказалось по 3-4 штуки таких игровых предметов как : машинок, пирамидок, матрешек, чайников, утюгов.
Тем самым мы предотвратили ссоры и капризы детей из-за игрушек, так как детям данного возраста свойственно подражание игровым действиям других детей.
Помня о том, что игрушка является источником деятельности и творческой мысли ребенка, мы периодически убирали игрушки, которые какое-то время служили основой для игры и доставали другие, чтобы вызвать новые игровые замыслы.
Учитывая, что в нашей группе дети от 2 до 7лет и дети младшего возраста– это «золотая пора» сенсорного развития, мы к началу учебного года приобрели дидактические игры и пособия, которые способствовали овладению детьми сенсорными эталонами, то есть восприятием цвета, формы, величины (дидактические игры «Цвета», «Цвета и формы», «Геометрические фигуры», «Собери картинку»; пирамидки разных видов, занимательные кубики).
А также игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук: «Веселый шнурочек», «Завяжи бантик», мозаики, лабиринты «Жираф», «Черепаха».
Для развития конструктивных умений детей у нас имеются различные виды конструкторов, дополненных разнообразным игровым материалом.
Расширяя кругозор детей, прививая любовь и бережное отношение к природе, мы осуществили подбор художественной литературы о природе и животных; оформили макеты «Домашние животные», «Экзотические животные», «Зеленый лужок»; собрали большое количество наглядных пособий: «Птицы», «Домашние и дикие животные», «Насекомые», «Деревья и кустарники» и т. д. ; дидактические игры «Цветут цветы», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Подбери и назови», «Грибы»; кубики с картинками с экологической тематикой; подготовили сезонные выставки, посвященные временам года.
Для формирования у детей творческого мышления и эстетического восприятия мы наполнили уголок Изо деятельности такими наглядными пособиями как: скульптурными формами, народными игрушками, иллюстрациями, репродукциями, наборами открыток. Также нами были разработаны дидактические игры: «Юные художники», «Разноцветное чудо», «Узнай и дорисуй», «Собери букет».
Чтобы дети реализовали полученные ими практические умения и навыки в Изо-уголке имеются: бумага разного формата, тонированная бумага, готовые геометрические формы из цветной бумаги, трафареты различных видов, книги раскраски, кисти, гуашь, карандаши.
В уголке «Дом книги» для развития речи и коммуникативных творческих способностей детей нами собраны различные виды театров: пальчиковый, коробковый, плоскостной, театр би-ба-бо, театр на фланелеграфе, шапочки-маски. После показа сказок, дети самостоятельно, с большим удовольствием использовали различные виды театров в своих играх.
Большую помощь нам оказали родители. Они связали куклам красивые платья, сшили кукольное постельное белье, изготовили игрушечные расчески, ножницы, зеркальца в уголок «Парикмахерская», градусники и шпатели – в уголок «Больница», сшили сарафаны и юбки в уголок ряжения, а в «Магазин» напекли караваи, булочки, пирожные, батоны из соленого теста.
Таким образом, насыщая игровое пространство, мы позаботились о том, чтобы дети могли удовлетворить свои потребности в познании, движении, общении.
Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что дети, привыкая к новой обстановке группы вели себя по-разному. Это проявлялось в их взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, а также в игровой деятельности. В основном дети играли порознь, совместных игр у детей не возникало. Дети не могли играть вместе, так как их речь и навыки общения соответствовали их возрастным особенностям, были развиты не достаточно. Поэтому, мы сформулировали для себя следующие задачи: развивать речь, навыки общения через взаимодействие детей друг с другом в совместной игре; учить объединять игры одним сюжетом, принимать на себя роли и действовать в соответствии с элементарными правилами игры.
Для решения данных задач мы использовали все предметно-игровое пространство группы и участка, а также разнообразные формы организации детской деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, игры-драматизации, подражательно-исполнительские, творческие упражнения, импровизации и различные виды продуктивной деятельности.
Но особое внимание мы уделили организации сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.
В своей работе мы исходили не только из паспортного возраста детей, но и учитывали общий уровень развития ребенка, имеющийся у него опыт жизни в детском саду, а также игровой опыт, приобретенный в семье. Следующим нашим шагом было: научить детей игровым умениям, что происходило в совместных играх воспитателей с детьми, а также в процессе демонстрации взрослым образцов игрового поведения. Принимая на себя ведущую роль в игре, мы учили детей соблюдать правила поведения, вежливо и доброжелательно общаться друг с другом объединяя детей для совместной деятельности.
При этом мы использовали такие игры и упражнения: «Научим Мишку умываться!», «Оденем куклу Таню», «Вылечим зайчика», а также драматизацию потешек, прибауток; к детям в гости приходили игровые персонажи как Петрушка, Лисичка, Крошка Енот.
У некоторых детей были затруднения с действиями с игрушками и предметами-заместителями, поэтому показ воспитателем действий с предметами был необходим для развития игрового сюжета. Для усвоения детьми ролевого поведения, мы использовали парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике (к примеру; «семейные» роли: мама-дочка, бабушка-внучка, папа-сынок; а также пары: доктор-больной, продавец-покупатель).
На первом этапе результатом работы было усвоение детьми ролевого поведения, что ориентировало детей на ролевое поведение, ролевой диалог. Стимулируя игровую деятельность и общение детей мы не только принимали на себя основные роли, но и поясняли игровые действия, а также создавали такие ситуации которые способствовали развитию ролевого диалога между детьми и объяснению детьми своих игровых действий с предметами.
Для развития речевого взаимодействия между детьми мы использовали такой прием как создание «разговорной» ситуации с помощью игрушечных телефонов, организовав первоначальную игру по мотивам известного детям стихотворения К. И. Чуковского «Телефон». Затем эта игра нашла отражение в уже известных детям сюжетах: «семья», «больница», «магазин».
Еще одним приемом, способствующим развитию ролевых диалогов, является игра воспитателя с детьми по мотивам русских народных сказок – «Репка», «Теремок», «Волк и козлята». В таких играх взрослый и дети старшего возраста берут на себя роль автора или основного персонажа.
Таким образом, мы смогли научить детей вступать в игровые контакты, ролевое взаимодействие друг с другом.
Однако этого было недостаточно для того, чтобы в играх зарождался сюжет, поэтому продолжая работу в данном направлении свою роль в игре мы свели к тому чтобы, не участвуя в ней активно направлять игровую деятельность детей, помогать детям развертывать сюжет, обогащать предметную игровую среду игрушками и предметами-заместителями.
Обогащая игровой опыт детей мы смогли объединить отдельные игровые действия в единую игровую линию: например, готовить обед, накрывать на стол, кормить.
Однако мы столкнулись с проблемой привлечения малоактивных детей к участию в играх и к взаимодействию и общению со сверстниками. Мы старались привлекать таких детей к речевому взаимодействию: участию в играх-драматизациях, предлагали различные роли в сюжетных играх. Беседую с родителями, выясняя причину такого поведения детей мы давали необходимые рекомендации родителям. Это касалось темы взаимодействия родителей и детей, их близких, а также созданию комфортных условий для ребенка дома.
Вывод: Таким образом, действуя поступательно, шаг за шагом, мы достигли определенных успехов : наши дети овладевают умением принимать на себя игровую роль, реализовывать игровые действия с игрушками и предметами-заместителями. В результате, дети стали легко вступать в игровые контакты, развертывая парное ролевое взаимодействие друг с другом, в связи с этим возросла речевая активность детей.
Изменилось к лучшему и эмоциональная атмосфера в группе: исчезли слезы и крик, реже возникали ссоры из-за игрового предмета, дети стали более доброжелательными друг к другу.
Несмотря на достигнутый результат, нам предстоит продолжить работу по обогащению содержания сюжетов игры, стимулируя детей образовывать различные сюжетные линии в игре.