ОЛЬГА ПОГОРСКАЯ
Практика «Партнерство детского сада и семьи — залог успешной социализации ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность практики.
Важным условием в работе дошкольного учреждения и семьи воспитанника является и тесное взаимодействие по различным направлениям воспитания и развития детей. Особенно это важно на современном этапе, когда в дошкольных образовательных учреждениях реализовывается Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Сейчас в современных семьях наблюдается большая загруженность родителей на работе. Родители недостаточно времени уделяют воспитанию ребенка. А ведь именно в семье закладываются основы ценностного отношения ребенка к социальному миру, к миру природы, к миру отношений с близкими и родными людьми, а в дальнейшем к взаимодействию в обществе с другими людьми. Очень важно создать с семьями воспитанников такие партнерские отношения, чтобы родители стали активными участниками не только образовательного процесса, но и у них появилась потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе познания собственных детей. Поэтому мы в детском саду разработали модель взаимодействия с родителями, которая направлена на повышение педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений, навыков осознанного отношения к себе, как к педагогам. Между детским садом и семьей выстроено двустороннее сотрудничество: семья побуждает педагогов к поиску активных методов и форм сотрудничества, а педагоги устанавливают доверительные отношения и учитывают индивидуальные запросы родителей.
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Содержание практики.
Содержание работы с родителями мы выстраиваем в соответствии с принципами основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой и потребностей родителей в дошкольном образовании, используя для этого различные формы и методы. Прежде всего в дошкольном учреждении мы создали благоприятную психологическую атмосферу, которая располагает к диалогу и беседе. Провели мониторинг семей, где узнали об условиях жизни воспитанников, индивидуальных особенностях каждой семьи, проблемах в вопросах воспитания и развития детей. На основании собранных материалов (с согласия родителей на обработку персональных данных) мы разработали творческой группой План работы с родителями и стали его реализовывать. В информационных уголках постоянно размещается наглядный материал по вопросам комплексной безопасности детей на дорогах, в период природных явлений, антитеррористической и пожарной безопасности. Это позволяет родителям закрепить правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций и научить своих детей. В папках-передвижках по индивидуальным вопросам родители получают консультации, рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков, приобщения к художественной литературе и другим вопросам.
Наши родители входят в состав Управляющего совета ДОУ. Он является коллегиальным органом управления, позволяя сделать взаимодействие родителей и детского сада более системным. Родители принимают активное участие в решение проблем, стоящих перед учреждением, они получают возможность обращаться в Управляющий совет как к посреднику между родительской общественностью и администрацией дошкольного учреждения.
Интересной формой, на наш взгляд, является проведение акций детей совместно с родителями по микрорайону детского сада. Эти акции мы посвящаем поздравлениям прохожих к праздникам, вручению памяток и буклетов по вопросам безопасности и бережного отношения к природным ресурсам. Ценность этих мероприятий в том, что дети вместе с родителями изготавливают поздравительные открытки, делают буклеты, плакаты. И родители, и дошкольники чувствуют себя нужными и полезными для других людей, они испытывают радость от сделанных поступков. Ребята вместе с родителями и педагогами провели акцию «Подарим прохожим комнатные растения», где они вырастили их. А еще наши дошколята во время акции «Подкормим птиц» призывали прохожих заботиться о птицах зимой, вручали памятки и в пакетики с семечками, зернышками, которые принесли из дома.
Еще одну форму с родителями хочется отметить – работа инициативной группы «Родительский патруль». Эта группа несколько раз в неделю патрулирует прилегающую улицу к детскому саду, чтобы водители не превышали скорость, не останавливали машины в неположенном месте. Вместе с детьми они проводят акции по вручению памяток водителям и пешеходам по соблюдению правил дорожной безопасности, перевозки детей в автомобилях. Совместно с инспекторами ДПС инициативная группа ходатайствовала об установке дорожного знака «Осторожно, дети!», который был установлен в 2019 году. Эта форма работы помогает повысить ответственность родителей за жизнь и здоровье наших детей.
Совместное творчество детей и родителей позволяет активно включаться в деятельность детского сада. Степень вовлечения зависит от желаний и возможностей родителей. Родители вместе с детьми участвуют в городских конкурсах детских рисунков и декоративно-прикладного творчества, таких как «Рождественская звезда», «Новогодние игрушки», «Неопалимая Купина», «Новогодние картинки», «Я рисую спорт» и другие.
Уже несколько лет родители участвуют в месячнике «Организация правильного питания», в таких номинациях как «Щи да каша …», «Кулинарные традиции в семье», «Игра – это здорово!» Эта форма работы помогает детям осознать себя значимой частицей в деятельности общества, дети гордятся тем, что они вместе приняли участие в конкурсе и получили заслуженный Диплом. В 2017-2018 учебном году детский сад посещал ребенок с ОВЗ. (инвалид по зрению). Вместе с мамой и педагогом он принял участие в конкурсе «Особенные таланты» в номинации «Моя семья – мир добра». Это особенно важно было для самоутверждения этого ребенка и его мамы.
Стало традицией в детском саду проводить акцию совместно с родителями «Золотой ключик к сердцу ребенка». Она посвящена укреплению доброго, чуткого отношения родителей к детям. Родители в Сундучок волшебных слов кладут пожелания своим детям на целый день. Это заряд эмоциональной поддержки дошколятам на время пребывания в детском саду. Эта акция формирует положительные отношения между родителями и детьми, духовно-нравственные ценности, навыки ответственного родительства.
В дошкольном учреждении педагогами и детьми выпускается газета для родителей «Солнышко» ежемесячно в каждой возрастной группе. Педагог подбирает материал для родителей по интересующим вопросам, с которыми они обращаются. Вместе с детьми подбираются картинки, дети раскрашивают газету. Она передается из группы в группу. На последней странице родители могут оставить свое пожелание или вопросы.
Положительный результат дает такая форма взаимодействия, как участие родителей в спортивных и развлекательных мероприятиях. Эта совместная форма дисциплинирует детей и взрослых, учит взаимовыручке и взаимопомощи. Это такие мероприятия, как «Папа, мама, я – спортивная семья», «А, ну-ка, мальчики!», «Масленица» и другие. Они помогают сплотить педагогов, родителей и детей.
Электронная почта на сайте дошкольного учреждения служит для прямой и обратной связи между участниками образовательного процесса. В гостевой книге родители и гости сайта оставляют свои комментарии, пожелания и вопросы. Это форма конечно не заменит живого общения, но в то же время служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным. Поэтому этой формой работы мы активизируем интерес родителей к получению знаний дошкольной педагогики и психологии через интернет-связь.
В наиболее значимые для нашего города даты мы проводим Круглые столы для детей и родителей с участием старшего поколения. Бабушки и дедушки рассказывают ребятам о войне, труде на шахтах во время войны, о военном детстве, о том, как рождался наш город и другие исторические события. Как показывает практика, дети слушают эти рассказы с большим интересом и вниманием. А как у них горят глаза при виде орденов и медалей! Эти встречи воспитывают у наших детей чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, наш город, наш Донской край.
Результаты практики.
Систематическая и последовательная, целенаправленная работа с родителями на дошкольной ступени образования позволяет нашему коллективу подготовить к жизни не только детей, но и самих родителей. Поэтому, чтобы сформировать у детей предпосылки к самостоятельной деятельности, к социализации в окружающем мире и обществе, взрослым необходимо прежде всего начать с себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. Таким образом, на основе установления партнерских взаимоотношений с семьей, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей, в дошкольном учреждении создано единое образовательное пространство, в котором все участники получают возможность открывать новые пути развития. Семьи воспитанников и детский сад в процессе социализации ребенка не заменяют друг друга, а дополняют. В дошкольном учреждении образовательный процесс строится с опорой на сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников как важнейших факторов для достижения полноценной социализации детей в обществе.