ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА
Дидактический напольный макет-модель «Человек» для детей с ТНР
▼ Скачать +Заказ
Актуальность.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) валеологическое просвещение подрастающего поколения признано одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса в детском саду.
Важным этапом формирования у детей представлений о строении человека, его эмоциях и потребностях, воспитания основ здорового образа жизни является создание развивающий предметно-пространственной среды.
Публикация «Дидактический напольный макет-модель „Человек“ для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2022
Так как в первую очередь воспитанникам группы компенсирующей направленности для детей с ТНР нужна наглядность, мы изготовили дидактический макет-модель «Человек», который помогает нам углубить, расширить, закрепить и конкретизировать знания детей о том, кто такой человек, с социальной и анатомической точки зрения.
Воспитательно - образовательный процесс, основанный на применении данного пособия, протекает легко и продуктивно, так как все детали макета легко прикрепляются и открепляются между собой. Внутренние органы, как у настоящего человека, спрятаны, но увидеть их мы можем, проделав определенные манипуляции.
Положительным моментом пособия является и то, что подбор дидактического материала можно варьировать, исходя из индивидуальных особенностей воспитанников группы, и с учётом их уровня актуального развития, что даёт возможность поддерживать познавательный интерес к деятельности, предупреждать переутомление, способствовать более активному включению в деятельность.
Возрастная категория для организации игровой деятельности с макетом - воспитанники старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).
Содержание практики.
Описание конструкции. Напольный макет-модель «Человек» состоит из легко открепляющихся друг от друга частей тела, в том числе скелета и внутренних органов (см. фото 1,2,3)
Туловище и ноги созданы из коробок, передающих примерное строение и пропорции строения тела настоящих людей. Руки, шея, голова, ступни и скелет плоскостные. Туловище-коробка легко открывается, и взору детей предстают плоскостные внутренние органы человека в их реалистичном виде, которые так же прикрепляются к внутренней стенке коробки-туловища с помощью липучек.
Такая форма устройства дидактического пособия имеет педагогические преимущества с точки зрения поэтапности знакомства детей с анатомическим строением человека, так как скелет и внутренние органы не видны с первого взгляда. Так же такой вариант макета удобен для хранения, так как весь дидактический и игровой материал можно убирать внутрь коробки туловища.
Основные характеристики:
• доступность; безопасность; практичность; эстетичность; компактность; мобильность.
Дидактическая цель макета «Человек»: развитие познавательно-речевых навыков, через формирование первоначальных представлений о строении и потребностях человека, как одного из факторов воспитания валеологической культуры у дошкольников.
Задачи, которые решаются с помощью макета:
Образовательные:
• Уточнять и расширять запас представлений и обеспечивать переход от накопленных представлений и пассивного запаса к активному использованию познавательно-речевых средств.
• Расширять объем правильно произносимых существительных – названий частей тела, внутренних органов, эмоций, потребностей человека.
• Обучать группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов.
• Познакомить с базовыми знаниями о расположении и функциях скелета и внутренних органов человека.
• Учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи.
• Работать над обогащением словарного запаса детей.
• Учить элементарным профилактическим мерам в отношении своего здоровья.
• Расширять представления о ключевых составляющих здорового образа жизни.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес детей, обеспечивая возможность самостоятельной, интересной познавательно-исследовательской деятельности.
• Стимулировать интерес детей к познанию своего тела, эмоций, потребностей.
• Развивать мышление, память, внимания, способность к самоконтролю.
• Развивать речь, правильное дыхание, моторику рук.
Воспитательные:
• Подвести детей к пониманию необходимости заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни.
• Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
• Воспитывать положительный эмоциональный отклик от итога выполненной задачи, уверенность в себе и своих возможностях, доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками.
Напольный макет-модель «Человек» включает в себя следующий игровой обучающий и методический материал: дидактическая игра «Тело человека»; пазлы «Гигиена»; Весёлая игра «Такие разные эмоции»; нейрогимнастика с элементами логопедии; картотека пальчиковой гимнастики по теме «Человек. Части тела»; картотека физминуток по теме «Человек. Части тела»; карточки-схемы «Человек из ватных палочек»; картотека дидактических игр по теме «Я человек. Моё тело»; развивающие речевые игры по теме «Я человек. Моё тело»; картотека малоподвижных игр по теме «Я человек. Моё тело»; картотека «Сказки о человеческом организме», игра-фанты «Эмоции», предметы гигиены.
Представим примерный ход игровой обучающей ситуации с детьми с использованием напольного макета-модели «Человек».
1. Организационный момент.
Детвора, посмотри
Человек там впереди.
Мы к нему подойдем
И играть позовем.
Дети подходят к макету
2. Основная часть.
Человек не простой
И совсем он не злой.
Имя он своё не знает
Вам придумать предлагает.
Дети совместно с педагогом подбирают имя. Данный этап проводится только при первоначальном знакомстве детей с макетом.
(Имя) не просто так пришел,
Еле-еле нас нашел.
Он игру для нас припас
В нее сыграем мы сейчас
Педагог предлагает игру, подготовленную заранее, и дальше общается с детьми от имени этого человека.
Первоначально детям предлагаются игры по ознакомлению с внешним строением человека, затем переходят к внутреннему строению. Параллельно вносятся игры по гигиене, здоровому образу жизни и т. д.
3. Рефлексия.
(Имя) ложится спать,
Надо нам его убрать.
Завтра снова мы придем
Вновь играть с ним начнем!
Результаты практики.
Используя пособие «Человек» у детей обогатился словарный запас, сформировались навыки словообразования и словоизменения, усовершенствовались предложно-падежные конструкции. Ребята научились решать проблемные ситуации. К различным заданиям дети подходят творчески, фантазируя, изобретая, они придумывают, что-то новое и интересное.
Игра помогла развить у детей представление о своем теле, организме, проявляют интерес к оздоровлению собственного организма.
В процессе игровой деятельности дети научились сравнивать, анализировать, обобщать, запоминать. Игры и упражнения способствовали развитию связной речи, интереса и бережного относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться.
Список литературы:
1. Программа «ТРИЗ» авторы Г. С. Альтшуллер, М. Шустерман.
2. Программа «Я – человек», автор С. А. Козлова.
3. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева.
4. «Что я знаю о себе?» О. Р. Меремьянина.
5. А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»
6. Н. Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей».
7. В. М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников».
8. Т. А. Тарасова «Я и мое здоровье».