Виктория Лукомская
Дидактическое пособие «Макет-модель «Наша группа»
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость создания пособия
Накопление ребенком определенных знаний самостоятельно и под руководством взрослых способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Именно в дошкольном возрасте закладываются элементы логического мышления, что влияет на дальнейший ход развития дошкольников.
Публикация «Дидактическое пособие „Макет-модель „Наша группа“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2022
Наши воспитанники – это дети с различными нарушениями зрения, которые испытывают определенные трудности при формировании правильных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети с нарушением зрения характеризуются тем, что у них:
• снижен уровень зрительного восприятия (полнота, целостность, точность, объем);
• затруднена оценка пространственных признаков (дети затрудняются в различении расстояния местоположения до предметов, путают понятия «влево»-«вправо»);
• снижен предметно-практический опыт (если ребенок плохо рассмотрел предмет, он для него нечеткий, размытый, он ему не интересен);
• снижена скорость усвоения информации (требуется больше времени для рассматривания предметов и картинок);
• наблюдаются нарушения познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
У дошкольников с нарушением зрения мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников, что способствует активной мыслительной деятельности.
Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Модель – это обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, план участка и т. д.). Моделирование – это наглядный практический метод обучения, заключающийся в том, что мышление, внимание, память и речь ребёнка развиваются с помощью специальных моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Макетирование – творческая конструктивная деятельность детей в созданном специально игровом пространстве. Следовательно, основное их назначение – облегчить ребенку путь к познанию, открыть доступ к скрытым свойствам и качествам объектов.
Цели: обобщение представлений о пространственной среде группы; моделирование пространственных отношений с использованием макета.
Задачи:
Обучающие: закреплять представления у детей о расположении мебели в группе;
учить ориентироваться относительно себя, относительно предмета, воспроизводить пространственные отношения по подражанию, образцу, словесной инструкции; формировать понимание и восприятие типологических отношений окружающей среды, выраженных с помощью предлогов горизонтального и вертикального размещения (рядом, вместе, между).
Развивающие: развивать пространственное ориентирование, умение правильно называть расположение объектов, соотносить объекты макета с реальными предметами; развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, фантазию, монологическую и связную речь, коммуникативные навыки; мелкую и общую моторику, тренировать координацию движений.
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение взаимодействовать со взрослым и сверстниками; аккуратность в игре, бережное отношение к игровому материалу.
Материал: пособие – макет группы, выполненный в масштабе. Стены макета - фанера толщиной 7 мм. У макета есть окна и двери, которые открываются. Макет имеет наполнение - предметы мебели: столы, шкафы, тумбы, кукольную мебель и т. д., всё изготовлено из дерева, частично окрашено акриловыми красками и закреплено на макете с помощью лип, что в свою очередь фиксирует предметы, не давая им падать и дает возможность перемещать в пространстве макета. Сам макет покрыт акриловым лаком, закрывается прозрачной крышкой. В макете есть фигурки детей, также выполненные из фанеры и раскрашенные детьми акриловыми красками.
Применение пособия
С данным пособием можно заниматься как с одним ребёнком индивидуально, так и с подгруппой детей.
Участниками могут быть дети 5-7 лет. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей развития ребенка варьируются задания.
1 вариант игры
«Наша группа»
Цель: воспроизведение групповой комнаты на макете.
• Моделирование при помощи макетов мебели.
• Моделирование из строительного материала.
• Моделирование из бросового материала, предметов-заместителей.
• Игра проводится неоднократно. Сначала коллективно, затем индивидуально, потом дети с удовольствием играют самостоятельно.
2 вариант игры
«Отгадай – где?»
Цель: развитие пространственных представлений и пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель предлагает ребенку внимательно обследовать макет и сказать, в какой части группы находится фишка.
3 вариант игры
«Расскажи, как расставлена мебель в группе (в приемной, в буфетной и т. д.)»
Цель: отображение в словесной форме реальные пространственные отношения; дать представление об относительности положения предметов в пространстве в зависимости от точки отсчета.
Ребенку предлагается рассказать, как, где расставлена мебель относительно различных точек отсчета.
4 вариант игры
«Расставь мебель на макете»
Цель: моделирование группового пространства с помощью макетов мебели.
Ребенку предлагается создать макет группового пространства, соотнося его с реальным пространством. Действия сопровождаются словесным описанием.
5 вариант игры
«Что изменилось?»
Цель: выявление изменений в расположении объектов на макете, обозначение их в речи соответствующими пространственными терминами.
Ребенку предлагается рассказать, что изменилось на макете. Можно предложить поставить все, как было раньше.
6 вариант игры
«Перестановка»
Цель: изменение пространственных отношений объектов, отражая это в речи.
7 вариант игры
«Новая мебель»
Цель: упражнение в расположении и изменении местоположения предметов в микропространстве макета, обозначая это словесно.
Ребенку сообщается, что у нас появилась новая мебель, надо найти ей нужное место.
8 вариант игры
«Пройди к тому месту, которое указано на макете»
Цель: нахождение объекта, указанного на макете группы. Ребенку предлагается рассмотреть макет, на котором фишкой отмечен объект, к которому он должен подойти.
9 вариант игры
«А что это у нас, а где это у нас?»
Цель: соотношение схемы группы с макетом, словесно обозначать расположение предметов.
Ребенок читает схему группы, рассказывает, что где находится, и показывает объекты на макете