Гирсова Татьяна
Напольный тренажёр-коврик «Цветочная поляна» для детей 3–7 лет
▼ Скачать
Подготовил: педагог-психолог Гирсова Т. Г.
«Руки учат голову, затем поумневшая голов
а учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Иван Петрович Павлов
Актуальность: В настоящее время многие дети демонстрируют задержки и искажения двигательного развития. А также причиной трудностей обучения могут быть различные недоформирования отделов головного мозга. У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребё нка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время.
Публикация «Напольный тренажёр-коврик „Цветочная поляна“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, или работа рук и ног синхронно, но выполняя различные движения, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук/ног и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Так как в поле зрения педагога попадают чаще всего дети с трудностями обучения и проблемами поведения, кому трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, то становится понятным, что круг таких детей достаточно широк. А также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития.
Чаще всего мы слышим от самого ребё нка фразы:
- «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить»- а причина, проблема с памятью.
- «Нечаянно пропустил, не заметил»- проблема с вниманием.
- «Не понял»- проблема с мышлением, скоростью обработки информации.
- «не могу представить»- проблема с воображением.
Как видим, жалобы ребёнка связаны с проблемой развития основных психических функций.
И какие бы трудности не отмечалась у ребёнка, для успешного обучения на хорошем уровне должны быть сформированы такие важные психические процессы, как:
1. Внимание. Концентрация и устойчивость помогают долгое время удерживать внимание на том или ином объекте деятельности, не отвлекаясь на посторонние раздражители (произвольность). Важен хороший объём внимания, особенно акустического. Это нужно для понимания инструкции (многосложной по содержанию). Распределение внимания подразумевает одновременное восприятие разномодальной информации (слушать педагога и выполнять инструкцию, писать).
2. Работоспособность. Нейродинамика ребёнка зависит, быстро ли утомляется, появляется непроизвольное ослабление внимания и возникает цикличность активности, когда нормальная умственная работа чередуется с полными спадами.
3. Саморегуляция и контроль собственной деятельности. Иногда ребёнку приходится прилагать усилия, чтобы выполнить то или иное задание. Для этого необходима воля. Если уровень самоконтроля низкий, то ребёнку будет трудно планировать и контролировать свои действия, тяжело соблюдать какие-либо требования и инструкции.
4. Все виды восприятия. При недоформировании зрительно-пространственного восприятия ребёнок может зеркалить буквы, путать их при написании. Ему трудно будет скопировать фигуру, держаться в строке при письме. При несформированности акустического (слухового) восприятия могут возникнуть трудности понимания инструкции, проблемы фонематического характера.
5. Речевая сфера. Небольшой словарный запас, нарушения звукопроизношения, редостаточное развитие лексико-грамматического строя, связной речи, также мешают качественному обучению.
6. Память и мыслительные операции.
7. Импульсивность или медлительность, трудности переключения с одной деятельности на другую. Сформированность межполушарного взаимодействия.
8. У ребёнка должен отсутствовать гипер-/гипотонус в руке. Важна правильная постановка в руке. Зрительно-моторная координация при чтении, списывания с доски.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Преимущества использования нейро-игр:
игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом; активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом. Такая форма коррекции особенно полезна тревожным детям, которые боятся ситуации «неуспеха». Именно в игровой форме такие дети могут сбросить напряжение и полностью проявить себя, взять инициативу в свои руки.
Используя в коррекции нейропсихологические игры и упражнения решаются следующие задачи:
Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.
Развивается зрительно-моторная координация (способность точно направлять движение)
Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
Развивается слуховое и зрительное внимание.
Ребенок учится последовательно выполнять действия.
Принципы занятия:
Коррекционный - преодоление неуспеваемости и не успешности, Устранение дефектов за счёт корректировки и развития тех или иных психических функций.
Эмоционально-реабилитационный – восстановление уверенности ребёнка в своих возможностях, повышение мотивации на занятиях, создание ситуации успеха.
Стимулирующий - побуждение к разнообразным видам деятельности.
Нейро-тренажёр «Цветочная поляна» (авторская разработка напольной подвижной игры) разработан для занятий детей дошкольного возраста с целью снижения уровня импульсивности гиперактивных детей, эмоционального напряжения и статично-телесного напряжения при малоподвижной деятельности, развития внимания и самоконтроля, повышения объёма памяти и речевой активности в движении. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
Подкрепляя целенаправленную работу специалиста, был разработан нейро-тренажёр, как дополнительная игра по развитию фонематического слуха, совершенствованию произношения, обогащению словарного запаса, освоению всех уровней пространственных представлений, необходимых для успешного усвоения основных дисциплин школьной программы (письмо, чтение, математика и др.).
фото 1. Поле
фото 2. атрибуты (мешочки с песком, цветные кружочки, карточки с картинками, пчела или муха)
Комплекс игр для детей от 3-6 лет
Цель игр – Обучение в движении. Расширение словарного запаса ребёнка словами-обобщениями, связную речь, развитие слуховой и зрительной памяти, в игровой форме обучить стратегическому мышлению, моторному планированию и контролю, способствовать активной коммуникации и командной работе.
Целевая аудитория: дети с 3-6 лет.
Задачи:
- Развить: речь, интерес к обучению, усидчивость.
- Тренирует меткость, ловкость и глазомер, активные броски снарядов тренируют мышцы рук.
- Тренажер логического и пространственного мышления, счёт в уме, удержание в памяти цифр/образов, скорости мышления и реакции, слуховому вниманию, способность моделирования.
- Учит ориентации в пространстве (слева – справа, в внутри, меткости и ловкости, смена алгоритма. Тренирует навыки моторного планирования (наступая на цифры на поле или определённые цвета – топаю, хлопаю и приседаю).
- Сформировать математические представления: знания цифр, прямой и обратный счёт, сложение и вычитание в пределах 10, знание основных и дополнительных цветов радуги.
- Присутствует соревновательный компонент (формирует навыки стремления к хорошему результату и повышению учебной мотивации, справляться с поражением).
Правила игр:
Игра «Пчела» (или «Муха»)
Бросая мешочки в цель, нужно стараться выбить «Пчелу или муху» с цветка одной рукой, следить за броском кисти руки (затем используют одновременно два мешочка). Заброс мешочка можно выполнять кисть-сверху или снизу.
Игра «Цветовой код» -
1 вариант: Предлагается вариант карточки с изображением цветных кругов. Попросить ребёнка последовательно прыгать на соответствующий по цвету цветок на поляне, при этом хлопнув (или любое другое действие) в ладоши такое количество раз, сколько изображено на данном цветке. Усложнение: запомнить и прыгнуть по памяти цветовую цепочку кругов.
2 вариант: Перекодировка: под изображением картинок с цветовым контуром смежных цветов прикладывается цветные кружки. Прыгая по цветам, нужно изменить цвет по коду и назвать картинку с соответствующим цветом (синяя рыбка, зелёный листок). Можно использовать цветной конструктор, перекодируя цвет и собирая по изменённому цвету.
Игра «Бусослов» - последовательность цепочки слов, на запоминание и словообразование, обогащение словаря (речь).
Играют поочерёдно.
Разложить на поле картинки по возрасту от 3 до 10-15.
Ведущий задаёт маршрут, по которому ребёнок должен на память прыгнуть последовательно в одном направлении, затем в обратном проговаривая вслух название картинок.
-«ДОМ-ЁЛКА-СЛОН».
-«ПЕТУХ-ГРИБ-ДОМ-ФЛАЖОК-ЁЖ».
-«1Ёжик-3Петуха- 2Домика….»
Игра «Цифровой Букет» - быстрый счёт
Играют:1 или 4 ребёнка в команде 2х2.
Бросая мешочки в цель, нужно стараться попасть на заданные цифры (ответ задачи).
Ведущий задаёт пример от простого на сложение и вычитание, затем с усложнением в два действия.
1+2=… 4-2=…. 4-2+3=….
4+1=… 5-4=…. 2+3-1=….
На скорость нужно посчитать и на полученный результат-цифру бросить свой мешочек – ответ.
За правильный ответ и точный бросок даётся жетончик.
Побеждает тот, кто быстрей соберёт «полянку 10 цифр» из всех жетонов.
5. Игра «Цветочный вальс» - моторное планирование;
на развитие баланса и координации, ориентировки сторон лево-право.
Играют 2-4 игрока.
Игроки встают на внешний круг в свои домики. По команде нужно прыгнуть в заданном направлении (стараться без остановки и не сталкиваться друг с другом). Игроки меняются по очереди, задают ритм вальса.
-«2 вправо- 1 влево – 3 вправо – 1 влево».
-«1 вправо – 4 влево- 1 вперёд – 1 влево - 1 назад…»
Играйте и обучайтесь в удовольствие!
Результативность применения нейро-тренажёра «Цветочная поляна» по подготовке к школе детей подготовительной и старшей групп.
Ожидаемые результаты:
Высокий уровень и положительная мотивационная готовность детей и эмоционально - положительного отношения к школе, сформированность "внутренней позиции ученика", расширение знаний детей о мире школьников, новый уровень самосознания, дети будут вооружены навыками саморегуляции, общения со сверстниками.
Результаты диагностического обследования:
Результаты скрининга (методика О. Ю. Машталь интеллектуальные таблицы) в начале года (группа из 34 детей) : В/у- 2, С/у – 27, Н/у – 5 детей; в конце года (группа из 15 детей) : В/у – 12, С/у – 3, Н/у-0.
Вывод: К концу года наблюдается позитивное отношение детей к познавательной деятельности и увлечённость к занятиям, интерес к школьным знаниям с игрового переходит в более осознанную и самокритичную. Сгладились наличие эмоциональных проблем у детей (саморегуляция и произвольность) и выстроены навыки взаимоотношения с взрослыми и между сверстниками. Эти компоненты психологической зрелости позволяют успешно адаптироваться в новых социальных условиях и успешно осваивать программу школьного обучения.
Рекомендации для педагогов и родителей: Повышать самооценку, развивать внутренние ресурсы детей. Поддержка положительных сторон ребёнка, мотивируя его на ситуацию успеха.
Ссылка видео игр: https://cloud.mail.ru/ublic/ZA1Q/dGhwqVyzS