Надежда Уткина
Современные и традиционные методы развития и оздоровления ребенка-дошкольника «Наладка чада по ладони»
▼ Скачать + Заказать документы
Три профессии даны нам от Бога. Педагог. Врач. Судья. Остальные профессии - от людей!
Я желаю всем Вам доброго здоровья, в чем бы оно не проявлялось: в отличном ли физическом самочувствии, в психологическом ли спокойствии и равновесии, в душевном ли комфорте и тепле… ИТАК, ЗДРАВСТВУЙТЕ, уважаемые коллеги!
ЗДОРОВЬЕ! Это основа нашего существования, основа жизни - бесценный дар судьбы, великое благо, которое нельзя купить ни за какие деньги! И все мы хозяева этого дара. От того, как мы им распорядимся, зависит, счастливо, долго и благополучно ли мы проживем свою жизнь! Согласитесь, это очень важно! Очень важно и другое. Поскольку мы педагоги, нам доверены ДЕТИ! Я написала это слово большими буквами. Они – наше продолжение! И мы не просто должны, мы обязаны, в силу того, что являемся представителями одной из 3-х профессий, данных нам Богом, вырастить себе здоровую смену! Каждый по крупице, каждый по мере своих возможностей, сил и искреннего желания! И, как итог – рядом с нами вырастет счастливое поколение здоровых детей! НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЭТО ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНО! АКТУАЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ!
Публикация «Современные и традиционные методы развития и оздоровления ребенка-дошкольника „Наладка чада по ладони“» размещена в разделах
Моя ЗАДАЧА – применить в работе эффективные приемы, способы и методы участия в решении этой глобальной проблемы, ведь не секрет, что от года к году здоровье подрастающего поколения имеет печальную тенденцию к снижению. Это, кстати, тоже к вопросу об актуальности.
К здоровью все идут разными дорогами. То, о чем пойдет речь, это несколько шагов по нашей с детьми дороге. Я хочу, и я по ней иду, беру руку ребенка-логопата в свою и… иду! Я поделюсь с Вами, как я, работая с детской ладошкой, вношу свою маленькую лепту в это благородное дело. ЛАДОНЬ – от слова «ладить», это центр наладки – ни много, ни мало – где каждый пальчик отвечает за работу определенного органа человека. С целью наладки и созданы, казалось бы такие простые, но гениальные по степени благотворного оздоровительного воздействия мудрые народные «Потешки» (тешить, «Пестушки» (пестовать, «Ладушки» (ладить, «Мудры» (мудро нести здоровье на кончиках пальцев). Все они раскрывают детскую ладонь! Вспомните, младенец рождается с туго сжатыми кулачками со спрятанными вовнутрь большими пальчиками. Мозг новорожденного – практически чистый лист. Мамочки, а затем и мы, беря детскую ладошку в свои руки и, проговаривая потешки, пестушки, делая ладушки, раскрываем её на круглой поверхности …на головку сели…; …печем куличики круглые, как личики…; …обещала дать нам березовой каши…; …только море увидать). А делая массаж центра ладони (она отвечает за работу толстого и тонкого кишечника) и каждого пальчика в отдельности, оздоравливаем весь детский организм (мизинчик, например, отвечает за работу сердца, безымянный – нервной системы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного – желудка. К большому пальцу выходит так называемый «лёгочный меридиан». Большой палец ответственен также и за голову, т. е. работая с ним, мы работаем над развитием функций головного мозга). Вот вам и «бабушкина сказка» «Сорока-ворона» - проста и гениально важна! В связи с этим значением большого пальца руки - буквально несколько слов ещё раз о «кулачке новорожденного». У детей с диагностированной умственной отсталостью большой палец так и остается спрятанным вовнутрь на кинезиологической пробе «Кулачок-Ребро-Ладошка». Вытащить его оттуда бывает совсем непросто. Тут как раз и помогают мудрые гениальные народные помощники, повторюсь - та же потешка «Сорока-ворона, пестушка «Три колодца». Один из моих подопечных, ребенок с очень сложной речевой патологией и проблемами в умственном развитии (практически безречевой ребенок, делая их, демонстрировал мне именно такой кулачок. И немалых усилий стоило всякий раз высвосвобождать большой пальчик из «плена» кулачка. Мы-таки в итоге добились успеха! А затем - мы наблюдали прогресс в развитии и становлении речи мальчика! Кстати, впервые он, абсолютно амимичный изначально, засмеялся на пестушке «Три колодца». Смех ребенка прекрасен сам по себе, но он ещё и помощник в работе легких – раскрывает их наиболее полно! Это ли не показатель важности такой оздоровительной работы с такими детьми, в частности!
В продолжение темы: развивая все функции головного мозга, мы предметно работаем, в частности, над формированием речевой зоны коры головного мозга, поскольку проекция ладони в нём – соседка речевой зоны. Они – добрые соседи: развитие одной благотворно сказывается на формировании другой. От того, как развита моторика рук – тонкие движения пальцев, разнонаправленные движения кистей рук – зависит и становление РЕЧИ В ЦЕЛОМ!
В процессе оздоровительной работы нам помогают и МУДРЫ, несущие мощнейший терапевтический эффект буквально на кончиках пальцев. Первоначально секрет Мудр был известен и понятен лишь посвященным – индийским йогам и даосским монахам. Теперь эти знания доступны и нам. Мудры - это определенной положение пальцев рук – йога пальцев, самая простая по выполнению, но по своему целительному эффекту не уступающая другим известным йогическим школам. Слово «Мудра» на санскрите удивительнейшим образом созвучно русскому слову «Мудрость». Не правда ли! О целительной силе Мудр должен знать каждый. Несмотря на то, что их выполнение может показаться нам удивительно легким, эффект поражает воображение. Мудры снимают стресс, выводят токсины, избавляют от болей и напряжения, улучшают работу внутренних органов человека, повышают общий тонус и защитные силы организма, помогают обрести спокойствие, сосредоточение и единство с окружающим миром. Таким образом, складывание Мудр из пальцев укрепляет связь с телом и несет огромную пользу в плане его оздоровления. Не забываем, что это ещё и мелкая моторика пальцев рук…
Подводя предварительный итог всему вышесказанному, можно говорить, что, работая с детской ладошкой, мы успешно решаем две глобальные и очень важные задачи – укрепляем здоровье ребенка и формируем его речь, т. е. важнейшую коммуникативную функцию человека – функцию общения.
Я должна обратить Ваше внимание, уважаемые друзья-коллеги, на наши очень позитивные, дружеские, искренние и очень теплые взаимоотношения с ребенком в процессе вышеозначенной совместной работы. А это ведь его, ребенка, и моё, педагога, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ здоровье! Разве это не важно в наше нестабильное, напряженной время, где многие болезни – результат переутомления, стрессов, нехватки положительных эмоций и других неблагоприятных психологических факторов!
Несколько слов о работе с родителями в данном направлении. Конечно же, мы об этом говорим, практически не уставая: и на первом сентябрьском собрании, и в процессе совместной коррекционной работы по проекту «В мире красивой речи», особенно, если речь идет о ребенке со сложным речевым дефектом, и в рамках «Школы молодых родителей» и на Консультационном центре. Могу буквально в двух словах поделиться впечатлениями от последней нашей встречи с родителями малюток, не посещающих ДОУ: обоюдное море позитива и удовольствия, когда по прошествии целого часа общения не хотелось расставаться!
Несколько огорчает, что в работе с детьми, имеющими более простой логопедический диагноз, времени на это у меня, учителя-логопеда, как правило, не хватает. Тут нам плечо подставляют наши замечательные коллеги – воспитатели групп! Огромная им признательность и благодарность за это!
Подводя окончательный итог нашего общения, смело могу утверждать: детская ладошка как можно чаще и как можно дольше должна быть в руке взрослого, если мы хотим, чтобы ребенок вырос здоровым физически, психологически и при этом чисто и красиво говорил, т. е. владел в совершенстве русским языком как целостной функциональной системой!
Душа исцеляется рядом с детьми – сказал кто-то очень мудрый… И это еще один повод быть … домыслите сами, мои дорогие педагоги, коллеги!
Учитель-логопед высшей категории Уткина Н. Н.
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
г. Белоярский» ХМАО-Югра. 2019 г.