Ольга Николаевна Попова
Наблюдение на февраль месяц для детей в средней группе, проживающих в районах Крайнего Севера
▼ Скачать + Заказать документы
Февраль - последний месяц зимы. Метели и вьюги намели высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку. В старину февраль называли «снеговеем» - за суровые ветра со снегом, «лютым» - за лютые морозы, «меженем» - между зимой и весной. В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные блины, которые очень похожи на солнце. А Масленница – это праздник, у русских людей,встречи с солнышком.
Публикация «Наблюдение на февраль месяц для детей в средней группе, проживающих в районах Крайнего Севера» размещена в разделах
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Зима
- Зимние прогулки и наблюдения
- Прогулки. Февраль
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
По эвенкийскому календарю — «гаривун», что означает «месяц щага». Солнце в это время поднимается над горизонтом выше, чем в январе, и природа делает шаг к теплу, весне, хотя в этом месяце у нас на Таймыре еще стоят приличные морозища. Февраль ненцы называют «лимбя — иры» - месяц большого орла. В это время солнце в тайге, лесотундре начинало возвышаться, как орел над деревьями. А в тундре оно поднималось на длину вертикально поставленного хорея.
Этот месяц узнавали и по другим приметам. Олени расставались со своими старыми рогами, на их месте образовывались наросты «яра», похожие на черные, песчаные бугры на земле. И как только вместо них появлялись молодые рога, - зима заканчивалась.
Гуляют метели, сильные ветры плотнее трамбуют снег. У горизонта солнце зависает словно апельсин. Февраль бывает очень суров, что кажется, все живое попряталось от холодных ветров, от звенящего морозного воздуха, от неукротимых порывов метели.
Но наперекор свирепой непогоде отдельные самочки леммингов умудряются найти себе достойного партнера и отпраздновать свадьбу в своих больших, из ветоши шарообразных гнездах, отсиживаются в них, боясь попасть в зубы песцов, горностая, лапы белой совы. Даже северный олень не прочь полакомиться леммингом зимой. В районах выпаса северных оленей держатся стан волков полярных. Бродят рассомахи, отыскивая падаль, высматривая, не попался ли в капкан охотника какой-нибудь пушной зверек.
Изредка выглядывает на поверхность горностай, чтобы тоже полакомиться чем-либо. Да, белое безмолвие тундры в это суровое время года все же наполнено своей жизнью.
«Снега, снега.. . На сотни верст — снега,
И нет им ни конца и ни начала.
Под снегом дремлют теплые стога
И пароходы у речных причалов,
И, кажется, куда ты не пойдешь
— Повсюду снег, таинственный и синий,
И ни конца, ни края не найдешь
У светлой сказки с именем Россия».(Б. Марков)
Виды наблюдений на февраль месяц
ЗА ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ[/b]
За состоянием неба (Несколько наблюдений в начале, середине, конце месяца).
Цель: учить замечать явные изменения в природе (стало днем намного светлее, появление первых лучиков, свечение солнца, небо стало светлое, чистое). Отметить продолжительность дня: начала, конца. Почему? Несколько сравнений в течение месяца.
Загадка:
«С зарей родился
Чем больше рос,
Тем меньше становился». (День)
Активизация словаря:
хейро,
яркое холодное солнце,, светит, но не греет.
стужа
За состоянием ветра (Метель, вьюга, пурга, буря)
Цель: учить понимать, чувствовать природу через худ. слово. Продолжать учить определять направление, силу ветра с помощью атрибутов.
Примета:
«Февраль вьюговей»
«Вьюги да метели в феврале налетели»
«Февраль зиму выдувает».
Художественное слово:
«Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет, то заплачет как дитя,
То по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит,
То как путник запоздалый, к нам в окошко застучит».(А. С. Пушкин)
«Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко,
Змейкой мчится по земле легкая поземка». (С. Я. Маршак).
За снегопадом (Несколько наблюдений)
Цель: обратить внимание на то, как падает снег (хлопьями, крупой, одинаковыми снежинками). Отметить, что это зависит от погоды в теплую погоду — снежные хлопья. В сильный мороз в виде иголочек. Уточнить словообразование: снегопад.
Художественное слово:
«Метет в лесу метелица,
Белым снегом стелется.
Зайцы спрятались в лесу
Под кустом сидят в снегу.
На сосне сидит лисица».
«Одеяло белое, не руками сделано, не ткалось, не кроилось,
С неба на землю свалилось»(Снег)
Активизация словаря:
медленно,
плавно,
кружатся-
вьются,
резко — порывами.
ЗА СНЕЖНЫМ ПОКРОВОМ
За сугробами, образовавшимися после пурги
Цель: закреплять знания о свойствах снега, делать простейшие выводы, благодаря простейшим опытам со снегом (спрятать, закопать).
Практическое задние: расчистить дорожки к домику, оставить следы на снегу, рассмотреть.
Замерить высоту сугроба, послушать скрип снега, сравнить со скрипом в морозный день.
Сделать выводы, установить причинно-следственные связи
Художественное слово:
«Вот зима, кругом бело, много снега намело.
Снег на крыше, на крылечке, все бело и все блестит».
«Кручу, урчу, знать никого не хочу».
Опыты со снегом: спрятать, слепить, соорудить.
ЗА РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ
За состоянием комнатных растений
Посадка лука
Цель: расширять представления детей о растительном мире, привлечь детей к уходу за комнатными растениями. Учить делать простейшие выводы, устанавливать зависимость роста растений от различных обстоятельств, уточнить знание о значении растений в жизни человека. Формировать бережное отношение ко всему живому.
Практическое задание: подкормка комнатных растений
Цель: уточнить представление детей о луковицах (они круглые, желтые, есть верхушки, корешки, луковица, росток). Формировать навыки посадки луковиц. Учить наблюдать и фиксировать (в альбоме) изменения, происходящие с луком.
Практическое задание: Ежедневная поливка лука, рыхление земли, зарисовка в альбом.
Использование приема «ресурсы». (Земли, воды, воздуха).
Активизация словаря:
подкормка
ресурсы
луковица
верхушки,
корешки,
луковица,
росток
ЗА ЖИВОТНЫМ МИРОМ
За животными и птицами (по иллюстрациям и видеофрагментам)
За животными в зимнем саду МАДОУ
(Канарейка) Цель:расширять представления детей о жизни животных на Севере в зимних условиях. Провести сравнение с жизнью диких и домашних животных; где живут, чем питаются, кто за ними ухаживает.
О необходимости улучшения условий для животных и птиц в этот период. Делать простейшие выводы, обобщения.
Метод противоречий: (животные в тундре зимой и летом)
Примета: февраль у зверей — свадебник. (Волки, лисы). Объяснить особенность доступно.
Художественное слово:
Беги, мой олененок, с ветвистыми рогами
По тундре, занесенной пушистыми снегами.
И лед пусть будет звонок под быстрыми ногами.
Скорей! Здесь вьюги строят великие сугробы.
Скорей! Здесь волки воют от злобы, от тоски.
Скорей! Олень, скорей!
Цель: формировать представления о пернатых друзьях человека. О заботе человека о них. Учить узнавать их по внешнему виду.
Активизация словаря:
Олененок
злоба,
тоска
ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОДЕЖДЕ ЛЮДЕЙ
За одеждой окружающих (На протяжении месяца).
Цель: продолжать учить детей делать выводы, по одежде окружающих определять состояние погоды (стало теплее или очень морозно, ветрено). Расширять кругозор детей о зимней одежде.
Метод: «Ресурсы», или игра «Хорошо — плохо». (Использование разновидности одежды в разные отрезки времени года, сезона).
дид. игра на классификацию одежды и зимней обуви (разрешение противоречий).
Карточки с осенней одеждой и обувью.
Активизация словаря:
варежки шерстяные
шапки меховые,
пуховые, вязаные.
За одеждой северных народов
Цель: закрепить название одежды: малица, парка. Познакомить с росписью узоров, украшениями. Малица украшается по низу меховой оторочкой, рукава, особенно рукавицы и края капюшона. На одной малице бывают разные орнаменты. Например, низ украшен одним, а рукава другим, капюшон третьим, но все связаны каким-то общим элементом.
Игра: путешествие Северёнка. (Изготовление модели одежды).
Игра: «Хорошо плохо». (Разрешение противоречий).
Активизация словаря:
малица,
кухлянка,
сокуй,
совик.
ЗА ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
1. За работой рабочих по обслуживанию сантехнических и канализационных сетей (Устранение течей под зданиями)
Цель: расширять представления детей о труде взрослых. Формировать уважительное отношение к людям разных профессий. Развивать грамматический строй. (Беседа по картине). Показать зависимость состояния атмосферы и человека (его труда). К чему приводит залитие зданий.
Разрешение противоречия, проблемы: как устранить неисправность?
Игра: «Кому что нужно» (использование приема «Ресурсы», чем можно заменить тот или иной предмет, орудие труда).
Прием: «Противоречие», игра «Хорошо — плохо»
Активизация словаря:
Подъезд
Очистка
Метла
Лопата
Совок
Урна
Крылечко