Наталья Маврина
Наблюдения в окружающем для средней группы в актированные дни (рекомендации для районов Крайнего Севера)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Цикл наблюдений за рыбкой, живущей в аквариуме (разбить на несколько этапов)
Этап первый. Где живет рыбка?
В наблюдениях этого этапа дети выясняют и словесно формулируют, что рыбка живет в аквариуме. Это целый водный мир. Дно в аквариуме песчаное (или из мелкой гальки). Там растут водоросли. Кроме рыбки, в аквариуме живут улитки.
Этап второй. Опиши рыбку
Задача этого этапа - сосредоточить внимание детей на внешнем виде рыбки: как она выглядит? У нее большие глаза, которые никогда не закрываются; жабры, с помощью которых она дышит; плавники. Есть ли у рыбки лапы, как у кошки или собаки? Крылья, как у птицы? Нет.
Публикация «Наблюдения в окружающем для средней группы в актированные дни (рекомендации для районов Крайнего Севера)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Консультации для родителей
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
Рыбка живет в воде. И все ее органы приспособлены к жизни и передвижению в воде. Она передвигается при помощи плавников и хвоста. Дети могут сосчитать, сколько плавников у рыбки: например, два грудных, один спинной, хвостовой. Есть ли у рыбки голова? А шея? Нет, голова плавно переходит в туловище. Все в ее теле устроено так, чтобы вода легко ее обтекала и рыбке было легко двигаться. Даже чешуйки, которыми она покрыта, плотно прижаты друг к другу, чтобы не тормозить во время движения. Поэтому говорят, что тело рыбки имеет обтекаемую форму
Этап третий. Как двигается рыбка?
Дети уже знают, что рыбка передвигается в воде при помощи плавников. Грудные плавники служат рыбке веслами - загребают воду, а хвост (хвостовой плавник) - рулем: нужно рыбке повернуть направо, она загибает хвостовой плавник налево разворачивается. Рыбка может плавать во всех направлениях: вверх, вниз, вправо, влево. Как она обычно плавает - быстро или медленно? Когда рыбке нужно плыть быстро? Когда она торопится схватить корм или когда спасается от опасности. В аквариуме опасностей нет, но рыбка может чего-нибудь испугаться и тогда резко срывается с места.
Этап четвертый. Что делает рыбка в аквариуме?
Вопросы этого этапа покажутся детям несложными. Они легко ответят, что рыбка в аквариуме плавает, дышит, ест, застывает в воде на некоторое время, очищает кишечник. Можно обратить внимание детей, как рыбка двигает жабрами. При помощи жабр рыбы дышат. Жабры похожи на маленькое сито: рыбка втягивает в рот воду и с силой выталкивает ее через жабры. Свежая струя омывает жаберные пластинки, и нужные вещества поступают в организм рыбки. Рыбки, как и люди, дышат кислородом. Только человек получает кислород из воздуха, а рыбка - из воды. Кислород извлекается из воды при помощи жабр. Поэтому «носа» у рыбки нет: он ей не нужен.
Этап пятый. Как заботиться о рыбке?
Во время наблюдений этого этапа дети должны вспомнить, что делает рыбка в аквариуме. Тогда они смогут сформулировать, как нужно о ней заботиться: кормить, прокачивать через воду воздух, чтобы в воде было достаточно кислорода. Воду нужно время от времени менять, а аквариум - чистить.
Содержать стенки аквариума чистыми помогают улитки. Но если грязи накопилось много, улиткам с ней не справиться. Грязь скапливается от остатков корма, от экскрементов. В грязной воде резко падает содержание кислорода, размножаются микробы, и рыбка может заболеть или задохнуться.
Можно показать детям, как кормить рыбку: сколько корма можно сыпать и когда это делать; как включать устройство для прокачивания воздуха.
Этапов наблюдения может быть больше, если педагог поставит перед собой другие задачи - обратить внимание детей на то, что можно не просто наблюдать за рыбкой, но и любоваться красотой аквариума; можно отдельно понаблюдать за растениями, за улитками и так далее.
2. Аналогично можно провести цикл наблюдений за другими обитателями (попугаи, кролики).
3. За комнатными растениями
Цель: расширять представления детей о растительном мире, окружающем человека, его жилище, о пользе растений, об уходе за комнатными растениями, об их строении. Учить наблюдать последствия, произошедшие с растениями при наступлении холодных месяцев года. Учить делать выводы, устанавливать взаимосвязи, что состояние живой природы зависит от отношения к ней человека.
Активизация словаря: среда, свет, вода, тепло, уход, удобрение, полив.
4. За трудом взрослых
Продолжать знакомить детей с профессией дворника, понаблюдать за его работой.
Способствовать обогащению словаря, воспитывать любовь и уважение к работе дворника, прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Что делает дворник на территории детского сада?
Какие орудия труда он использует для работы?
Нужна ли работа дворника людям?
5. За трудом взрослых
Понаблюдать за работой мусороуборочной техники.
Воспитывать уважение к взрослым, выполняющим для всех нужную работу. Расширять кругозор детей о видах транспорта, профессиях взрослых (бульдозерист, водитель).
Учить устанавливать причинно-следственные связи. (Большое количество мусора — работа для людей).
Активизировать словарь детей: экскаватор, большая лопата, высокая кабина, подъехать к машинам.