Дина Шрейдер
Наблюдение как основа диагностики
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю рассмотреть такой аспект диагностики, как наблюдение.
Вопрос первый: может ли наблюдение заменить пробы, стать основой диагностики?
Да. Если к вам пришёл ребёнок с полевым поведением, внимание которого не удалось привлечь ничем, как бы вы не старались, тогда вы садитесь и наблюдаете. И фиксируете, что увидели, а именно: как вошёл в кабинет или группу, как взаимодействовал при этом с мамой, со специалистом, обратил ли внимание на среду (пол, стены, шкафы, игрушки) и как именно обращал. Замечал ли предметы, внезапно появляющиеся в поле зрения (подкатили мяч, подкинули в ноги подушку, мягкий модуль) и как реагировал. Дали в руки предмет - сразу бросил, сунул в рот и дальше побежал, не обратил внимаания и просто ходит с предметом, остановился и стал рассматривать (а мы помним, это норма до 2,5 лет) или продолжил движение и рассматривал на ходу. Обследует-не обследует. Посмотрим, есть ли стимуляции и какие. Пытается ли достать привлекательный предмет и как именно это делает. Обращает ли вообще внимание на предметы. Замечает ли движения взрослого рядом, подражает ли, пусть и отсроченно, что с речью. То есть, как мы видим, просто наблюдая со стороны, можно увидеть очень многое и сделать первичные выводы относительно уровня развития психики, сенсорных предпочтений, уровня тревожности и её проявлений, отношений с мамой, отношений со средой и т. д. Понятно, что нужно учитывать стресс у ребёнка, наличие тревожности у него и у мамы, и в дальнейшем, если ребёнок продолжит посещать занятия, наблюдать в динамике. И вполне возможно, что после пары месяцев занятий наше мнение об уровне развития ребёнка и предполагаемом синдроме может измениться.
Темочки:
Вопрос второй: если я просто наблюдаю в течение часа, не предлагая проб, это значит, диагностика не состоялась?
Нет. Наблюдение при невозможности сколько-нибудь продуктивного контакта может быть единственным (и эффективным) методом диагностики.
Вопрос третий: можно ли вести протокол диагностики во время наблюдения за ребёнком?
Можно и нужно. Но если вы предпочитаете не отвлекаться на протокол, имеет смысл сразу после диагностики сесть и записать всё, что вы видели. Прямо потоком, всё, что запомнили, с примерными выводами и вопросами самой себе. Если есть возможность снимать видео, надо снимать. Пересмотрите, обязательно заметите, что упустили.
Вопрос четвё ртый: может ли специалист ДОУ, придя в группу, просто наблюдать за ребёнком, детьми?
Да, такие наблюдения помогают мониторить динамику и разные стороны развития детей.
Вывод: можно сказать, что наблюдение - основной метод диагностики, тем более дефектологической. И его тоже нужно организовывать. Подготовить среду, разработать протокол и т. п. Учимся наблюдать, учимся думать о том, что мы увидели.