Светлана Лукошкова
Метод «звуковой волны» на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Шекспир писал об удивительном даре «глазами слышать»
Так же, как глаз может «досказать» уху, рука «способна» научить артикуляционный аппарат. Такой подход успешно применяю в коррекционной работе с детьми на логопедических занятиях.
Помимо общепринятых методик работы я использую для коррекции звукопроизношения в системе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста приемы, которые назвала «звуковыми волнами» при их разработке учитывала идеи биоэнергопластики (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки) и кинезиологии.
Публикация «Метод „звуковой волны“ на логопедических занятиях» размещена в разделах
Технология помогает развивать межполушарное взаимодействие и речемыслительные функции, моторные навыки и зрительно-моторную координацию, общие речевые навыки, просодическую сторону речи, лексико-грамматические категории и связную речь, а так же корректировать звукопроизношение.
На начальных этапах работы знакомлю детей с упражнениями для губ, языка, челюсти по стандартной методике. Дети тренируются в правильном их выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнения не вовлекается. «Звуковые волны» вводятся после отработки речевых и неречевых упражнений перед зеркалом. Это необходимо для того, чтобы контроль над работой со «звуковыми волнами» не отвлекал детей от правильного выполнения артикуляционного, дыхательного или речевого задания.
«Звуковые волны» можно располагать как вертикально, так и горизонтально. Ниже приведены схемы, разработанные с учетом рекомендаций А. Л. Сиротюк, П. Денисона.
Одна рука (правая, затем левая)
1. Обрисовать волну каждым пальцем вверх и вниз
2. Обрисовать волну палочкой вверх-вниз, вправо – влево
3. Обрисовать волну на расстоянии, каждым пальцем
Две руки вместе обводят волны вверх и вниз.
1. Обрисовать волну одноименными пальцами, затем разноименными пальцами.
2. Обрисовать волны палочками разной толщины
3. Обрисовать волны на расстоянии одноименными пальмами, затем разноименными пальцами
Вся работа по коррекции звукопроизношения с использованием «звуковых волн» делиться на этапы.
Ознакомительный Ребенку демонстрирую изображения «звуковых волн», объясняю, что это волшебные дорожки, которые будут помогать выполнять разные упражнения. На каждой дорожке «живёт» картинка, которая любит по ней гулять. Ребёнок самостоятельно проводит по ней сначала пальцем, а затем палочкой по дорожке, озвучивая движения в соответствии с картинкой.
Развитие общих речевых навыков Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения, упражнения на развития речевого дыхания, голоса, интонации, на развитие мимики, жестов и движений.
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями одной кисти руки (правой, левой, а затем и обеих, с имитацией движения челюсти, языка, губ. Проведение артикуляционных упражнений, таким образом, принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.
На первом занятии проводится 2 -3 артикуляционных упражнения, в процессе выполнения которых необходимо привлекать внимание ребёнка к одновременному и чёткому выполнению артикуляционных движений и движений кистей рук.
Упражнения на дыхание выбираются в соответствии с исправленным звуком, выбор «звуковой волны» зависит от дыхательного упражнения.
Постановка звуков Осуществляется с использованием звуковых символов Т. А. Ткаченко. Параллельно используются упражнения на формирование речевого голоса и на воспитание интонационной выразительности. На этом этапе с помощью «звуковых волн» идёт отработка правильного произношения изолированного звука. Символ звука выставляется на верхней точке дорожки. Проговаривая звук, ребёнок пальцем скользит по дорожке. Упражнение повторяется с палочкой, затем на расстоянии (в соответствии со схемой усложнения).
Для взрывных и смычно-проходных звуков используются более резкие контуры «звуковых волн».
Автоматизация звуков в слогах Осуществляется с использованием звуковых символов Т. А. Ткаченко.
1-е упражнение – символ изучаемого звука ставится в одну точку, символ гласного звука - в другую. Ребёнок «ведёт в гости» согласный звук к гласному, проговаривая их, а затем гласный – к согласному ( например: Л-Л-Л – А; А-А-А – Л)
2-е упражнение – звуки «гуляют» парами вверх – вниз, вправо –в лево (Ла – ЛА – ЛА; АЛ – Ал – АЛ, в зависимости от того, как располагаются символы)
3-е упражнение – на «звуковую волну» выкладывается картинка, обозначающая эмоцию человека, ребёнку даётся только речевой образец произносимого слога. Ребёнок проводит пальцем по «звуковой волне», повторяя заданный слог с нужной эмоциональной окраской.
Автоматизация звуков в словах В данный этап включаются упражнения на определение звука в слове, на дифференциацию звуков в словах, на деление слов на слоги. Например, проговаривая слово, нужно «скользить по волне» по направлению к картинке. Разложить картинки по «волнам» : на первой «волне» звук в начале слова, на второй – в середине, на третьей – в конце. Произносить слова, голосом выделяя позицию звука в слове.
Автоматизация звуков в словосочетаниях Символическое изображение, указывающее на цвет, форму или качество предмета располагается в одной точке «звуковой волны» (лучше подбирать прилагательные с изучаемым звуком, а предметная картинка (так же с изучаемым звуком) ставится в противоположной точке. Объединяя два слова «звуковой волной», ребёнок проговаривает словосочетание ( например: голубая лодка, и в обратном направлении – лодка голубая; круглое солнце – солнце круглое).
Автоматизация звуков в коротких предложениях В одной точке ставится картинка с изображением человека или животного, в названии которого есть изучаемый звук. В противоположной точке располагаются предметные картинки с этим же звуком. Объединяя картинки «звуковой вой», ребёнок проговаривает простое предложение ( например: у Ланы есть лопата или лыжи есть у Ланы). Затем предложение усложняется: у Ланы есть большая лопата; Лана пошла за желтой лопатой. При этом выбираются «звуковые волны» с тремя точками или вершинами, а глаголы и прилагательные обозначаются символами.
Автоматизация звуков в стихотворных текстах Стихотворные тексты должны быть небольшими, понятными по содержанию и лёгкими для воспроизведения. Упражнения по автоматизации звука в речи проводится как одной, так и двумя руками в разном темпе, ритме. Необходимо уделять особое внимание подбору «звуковых волн», их структура должна зависеть от ритма стихотворного текста. Например, к стихотворению «Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд» выбрать «звуковую волну» с острыми углами, а для плавного четверостишия – с закруглёнными. В дальнейшем отрабатывать речевые тексты можно без опоры на зрительные ориентиры, рисуя в воздухе «звуковые волны».
На всех этапах работы большое внимание уделяется
просодической стороне речи (выполнять громко – тихо, высоко - низко, в разном темпе, с разной интонационной выразительностью и эмоциональной окрашенностью);
развитию графомоторных навыков (прорисовывание «звуковых волн» одной, двумя руками, в разных направлениях, в заданной части листа);
развитию фонематического слуха через классические игры и упражнения, но с использованием «звуковых волн» («Если услышишь звук «л», нарисуй заданную «звуковую волну»)
Вся работа по коррекции звукопроизношения с использованием «звуковых волн» делиться на этапы.
Ознакомительный Ребенку демонстрирую изображения «звуковых волн», объясняю, что это волшебные дорожки, которые будут помогать выполнять разные упражнения. На каждой дорожке «живёт» картинка, которая любит по ней гулять. Ребёнок самостоятельно проводит по ней сначала пальцем, а затем палочкой по дорожке, озвучивая движения в соответствии с картинкой.
Развитие общих речевых навыков Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения, упражнения на развития речевого дыхания, голоса, интонации, на развитие мимики, жестов и движений.
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями одной кисти руки (правой, левой, а затем и обеих, с имитацией движения челюсти, языка, губ. Проведение артикуляционных упражнений, таким образом, принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.
На первом занятии проводится 2 -3 артикуляционных упражнения, в процессе выполнения которых необходимо привлекать внимание ребёнка к одновременному и чёткому выполнению артикуляционных движений и движений кистей рук.
Упражнения на дыхание выбираются в соответствии с исправленным звуком, выбор «звуковой волны» зависит от дыхательного упражнения.
Постановка звуков Осуществляется с использованием звуковых символов Т. А. Ткаченко. Параллельно используются упражнения на формирование речевого голоса и на воспитание интонационной выразительности. На этом этапе с помощью «звуковых волн» идёт отработка правильного произношения изолированного звука. Символ звука выставляется на верхней точке дорожки. Проговаривая звук, ребёнок пальцем скользит по дорожке. Упражнение повторяется с палочкой, затем на расстоянии (в соответствии со схемой усложнения).
Для взрывных и смычно-проходных звуков используются более резкие контуры «звуковых волн».
Автоматизация звуков в слогах Осуществляется с использованием звуковых символов Т. А. Ткаченко.
1-е упражнение – символ изучаемого звука ставится в одну точку, символ гласного звука - в другую. Ребёнок «ведёт в гости» согласный звук к гласному, проговаривая их, а затем гласный – к согласному ( например: Л-Л-Л – А; А-А-А – Л)
2-е упражнение – звуки «гуляют» парами вверх – вниз, вправо –в лево (Ла – ЛА – ЛА; АЛ – Ал – АЛ, в зависимости от того, как располагаются символы)
3-е упражнение – на «звуковую волну» выкладывается картинка, обозначающая эмоцию человека, ребёнку даётся только речевой образец произносимого слога. Ребёнок проводит пальцем по «звуковой волне», повторяя заданный слог с нужной эмоциональной окраской.
Автоматизация звуков в словах В данный этап включаются упражнения на определение звука в слове, на дифференциацию звуков в словах, на деление слов на слоги. Например, проговаривая слово, нужно «скользить по волне» по направлению к картинке. Разложить картинки по «волнам» : на первой «волне» звук в начале слова, на второй – в середине, на третьей – в конце. Произносить слова, голосом выделяя позицию звука в слове.
Автоматизация звуков в словосочетаниях Символическое изображение, указывающее на цвет, форму или качество предмета располагается в одной точке «звуковой волны» (лучше подбирать прилагательные с изучаемым звуком, а предметная картинка (так же с изучаемым звуком) ставится в противоположной точке. Объединяя два слова «звуковой волной», ребёнок проговаривает словосочетание ( например: голубая лодка, и в обратном направлении – лодка голубая; круглое солнце – солнце круглое).
Автоматизация звуков в коротких предложениях В одной точке ставится картинка с изображением человека или животного, в названии которого есть изучаемый звук. В противоположной точке располагаются предметные картинки с этим же звуком. Объединяя картинки «звуковой вой», ребёнок проговаривает простое предложение ( например: у Ланы есть лопата или лыжи есть у Ланы). Затем предложение усложняется: у Ланы есть большая лопата; Лана пошла за желтой лопатой. При этом выбираются «звуковые волны» с тремя точками или вершинами, а глаголы и прилагательные обозначаются символами.
Автоматизация звуков в стихотворных текстах Стихотворные тексты должны быть небольшими, понятными по содержанию и лёгкими для воспроизведения. Упражнения по автоматизации звука в речи проводится как одной, так и двумя руками в разном темпе, ритме. Необходимо уделять особое внимание подбору «звуковых волн», их структура должна зависеть от ритма стихотворного текста. Например, к стихотворению «Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд» выбрать «звуковую волну» с острыми углами, а для плавного четверостишия – с закруглёнными. В дальнейшем отрабатывать речевые тексты можно без опоры на зрительные ориентиры, рисуя в воздухе «звуковые волны».
На всех этапах работы большое внимание уделяется
просодической стороне речи (выполнять громко – тихо, высоко - низко, в разном темпе, с разной интонационной выразительностью и эмоциональной окрашенностью);
развитию графомоторных навыков (прорисовывание «звуковых волн» одной, двумя руками, в разных направлениях, в заданной части листа);
развитию фонематического слуха через классические игры и упражнения, но с использованием «звуковых волн» («Если услышишь звук «л», нарисуй заданную «звуковую волну»)