Алла Петрухина
Конспект занятия «На пути к грамоте» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
На пути к грамоте
Седьмой год жизни — ответственный и трудный. Вольная, беззаботная жизнь, полная прелестей детства, подходит к концу. Впереди новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьёзные испытания. Ребёнок должен вступить в новый коллектив, а это всегда не просто, должен стать полноправным членом школьного класса, но при этом как важно, чтобы маленькому человеку было комфортно, легко, интересно.
Естественно, родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок, будет ли успевать, хорошо бы стать
гордостью класса, первым учеником. По крайней мере, без троек. И изучение иностранных языков — как сейчас без них!
Публикация «Конспект занятия „На пути к грамоте“ в старшей группе» размещена в разделах
Подготовка к школе — это не только обучение грамоте или счёту. Потребуется заранее приложить немало усилий — зато и результат порадует самых привередливых пап и мам.
Настоящая подготовка начинается задолго до праздничного дня, лучше – за год или даже за два до школы, и от этого зависят его успехи в обучении.
Не перекладывайте свои обязанности на воспитателя или учителя первого класса! Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, совсем не обязательно иметь педагогическое образование!
Рассмотрим подробнее, какие ошибки возникают у неподготовленных к школе детей на письме:
1) пропуски букв, даже слогов (дерево – дево, цыпленок - цыпенок);
2) перестановки букв (свет - всет);
3) замены букв (солнышко – соныско, крючок – клютёк, замок – самок, бабушка – пабушка и т. д.)
4) слитное написание слов (всаду, наземле)
Чтобы процесс подготовки к школе был более лёгким и успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Чему должен научиться ребенок, готовясь к школе?
• сформированность звуковой стороны речи, т. е. овладение правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
• сформированность фонематического слуха, т. е. умение слышать и различать звуки родного языка;
• готовность к звуковому анализу и синтезу слов, т. е. умение выделять звуки из слов, определять место звука в слове, устанавливать последовательность звуков в слове, иметь представление о том, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение», что звуки делятся на гласные и согласные, а согласные, в свою очередь, бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие;
• умение делить слова на слоги;
• умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой;
• владение навыками послогового чтения;
• владение навыками «печатания» букв.
Ещё в дошкольном детстве детям необходимо усвоить представления о том, что наша речь состоит из предложений, предложения - из связанных по смыслу слов, слова состоят из звуков и делятся на части – слоги. Важно, чтобы дошколята хорошо ориентировались в этих понятиях и не путали их. С некоторыми правилами ребят уже можно знакомить перед школой, например, с правилом определения количества слогов в слове: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. Научить детей определять количество гласных звуков в слове можно с помощью игры «Назови гласные звуки» : вы чётко произносите слово, а ребёнок называет вам гласные звуки этого слова в том порядке, в каком они находятся в слове. Здесь важно помнить, что в словах, которые вы будете предлагать детям, должны хорошо слышаться все гласные звуки, например: дом, пила, мышка, автобус, кубик, клубника, осы, вагоны, Буратино.
Для выработки практического навыка деления слов на слоги, фонетического разбора слова, определение места звука в слове, фонематического слуха, мыслительных операций, соединять звуки в слоги и моделировать новые слова можно проводить с детьми следующие игры: «Договори слово», «Добавь слог» педагог произносит первый слог, а дети –второй (мет-ла, пче-ла, пи-ла, ка-ша).
В игре «Где живёт слово» ребёнок должен поделить его на слоги (хлопочками) просчитать количество слогов, затем поселить картинку в соответствующий домик: с одним окошечком, с двумя окошечками, с тремя окошечками.
В игре «Закончи предложение» дети учатся строить полные, логически завершённые предложения. Дети поочерёдно удлиняют предложение на одно слово.
В игре «Цепочка слов» развивается фонематический слух, активизируется словарь. Называется слово, затем на последний звук в слове дети, называют другое слово, которое начинается с этого звука.
Игра «Кто больше придумает слов?» проводится с читающими детьми. Она активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: апельсин можно получить слова ель, пень, липа, пила, лиса, пан, сан, лес.
Игра «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт) и т. д.
Игра «Убери звук» — детям предлагается прочитать слово, затем убрать первый или последний звук и получится новое слово.
Игра «Логопедическая ромашка» — сердцевина — изучаемый звук или пара дифференцируемых звуков (р-л, с-ш, з-ж, лепестки – картинки, где присутствует этот звук, дети раскладывают картинки с заданным звуком к соответствующим сердцевинкам;
Игра «Логопедическое лото» — каждую картинку лото необходимо закрыть соответствующей первой буквой слова;
Игра «Собери слово по первым буквам» — по первым буквам картинок, ребенок составляет слово, читает его и делает звуковой анализ;
Игра «Раз, два, три парочку себе найди» — дети получают картинки с изображением животных, по команде ведущего «раз,два,три парочку себе найди» дети должны объединиться по схожим первым звукам парами согласный твердый согласный мягкий (лиса-лось,утка-улитка,заяц-зебра). Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка. Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Обучая грамоте, необходимо предусмотреть систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала, применение таких упражнений, способствует закреплению приобретенных ранее знаний и умений.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.