Эмилия Пазина
Конспект занятия по конструированию «Сказочная деревня» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУДС№ 4 «Берёзка»
Конспект
по созданию архитектурного пространства
«Сказочная деревня»
Воспитатель: Пазина Э. А.
Ст. Багаевская
Целевые ориентиры:
- создавать архитектурное пространство – общий образ той сказки, которую задумали, сотрудничая в подгруппе;
Публикация «Конспект занятия по конструированию „Сказочная деревня“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Подготовительная группа
- Темочки
- составлять совместно с воспитателем план – схему замысла постройки на основе творческого анализа текста сказки;
- самостоятельно ориентироваться план – схеме, определяя в каком месте реки строить: в верховье или низовье, на левом или на правом берегу…. ;
- строить одноэтажные, двух, многоэтажные здания в соответствии с потребностями персонажей сказки.
Вызвать желание развернуть на основе сказочной деревни режиссё рскую игру фантазийного содержания: придумать взаимоотношения героев разных сказок.
Оборудование:
- настольный конструктор;
- природный и бросовый материал;
- схемы разных построек, мостов;
- готовые атрибуты (деревья, кусты, дороги, тропинки, фонари….);
- мелкие игрушки зверей, насекомых…;
- бумага разного цвета и фактуры, шаблоны.
Предварительная работа (длится 1-2 недели)
направлена на:
• восстановление представления у детей о сюжетах разных сказок;
• пробуждение фантазии у детей в конструировании именно сказочных домов и местности, в которой будет сказочный дом, чтобы он соответствовал тем условиям, которые заданы в сказке.
Индивидуальные разговоры с разными детьми направлены на то, чтобы разбудить воображение у детей в создании разных домов в разных сказках.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот ты разные сказки знаешь? (да) А в сказках какие дома. Как думаешь какая это сказка.? ну как там. В тереме царевна тужит, серый волк ей верно служит….А чего она тужит? А помнишь на лошади., кто это на лошади подпрыгнул. и колечко ей подарил? (Иван Царевич. на Сивке Бурке) Да, терем-то высокий, а она, наверно, в высоком тереме наверху у окошечка сидела! А окошко вверху или внизу? А ещё ТЕРЕМ построили для кого? (Для жадной бабы). Там тоже терем…. палаты…каменные. и терем ей построили. !
ВОСПИТАТЕЛЬ: (с другим ребёнком) А как. это сказка там родители уехали в город. а лебеди унесли. Иванушку? Вот она пришла в лес, а там избушка стояла. на курьих ножках….
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот сказали про дом, на курьих ножках, атрии медведя жили. у них какой дом был? (Домик деревянный избушка) А в избушке две горницы - столовая и спальня.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну, а дед где жил. который репку вырастил? А он в каком доме жил? (Деревянном одноэтажном) А крыша какая была? Если соломенная, то жёлтая.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А ещё, кроме соломенной, знаешь какая бывает крыша? (Металлическая). А какая ещё бывает? Черепичная, из таких пластиночек красная. Черепичная крыша делается из глиняных пластинок. А ещё какая может быть?. Из жести. И ещё её можно красить в любой цвет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А фундамент прочный в доме бывает? Он хоть и деревянный, но равно прочный. Фундамент прочный. Там подвал. А чтобы подвал проветривался, нужно окошечко мааааленькое, чтобы мышка пробежать могла.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А ещё кто в избушке этой жил? Он же кричит: «Баба иди сюда, помогай репку тащить». Откуда она прибежала? (Из избушки,в которой жили дед и баба) А внучка? Где жила? А Жучка. наверное, в конуре, рядом с домом. А кошка, наверное, на чердаке. А мышка? в подвале. Дом тогда должен быть с подвалом. Там окошко должно быть, чтобы мышка могла выскочить. А какой дом был у деда с бабой? Избушка маленькой была с одним окошком,. А у внучки? Дом побольше.! Там ведь ещё и братишка был, папа с мамой,. кошка! У дедушки с бабушкой в одно окошечко, а у внучки… наверно, в два окошечка, а может быть и в три…
Учим ориентироваться в пространстве. Анализирую вместе с детьми тексты сказок.
Сказка «Лисичка со скалочкой»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Лисичка постучала в один дом, что ей дали? (Курочку.) Там, наверное курочки в сарае жили. А постучала в другой дом, там она обменяла курочку на гусочку. А где эта гусочка жила? Наверное, около дома пруд был, а может быть в речке плавали и другие гусочки? Постучала к деду с бабой, а ей дверь открыли, сказали : «Иди ночуй у нас» А деревня, наверное, около леса была, раз Лисичка пришла.! А в этом доме переночевала? А что ей в мешок положили? Собака где жила? (В будке.)
Сказка «Пых»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какой огород был? (Большой.) Кто этот огород сажал? (Дед с бабой.) А где они жили? В избушке, наверное, окошко было прямо в огород. Дед пошёл на большой огород, а баба в окошко глядела… Наверное увидела, как дед бежит… испугалась, что с ним случилось?. А в гости кто к ним пришёл? (Внучка) Дед с бабой жили в одной избушке, а внучка - в другой, вместе с мамой и папой… Ведь она любила, наверное, ходить в гости к дедушке с бабушкой. А какая она была трусливая или храбрая?.
Ориентация на берегах реки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Речка течёт в ту сторону, куда показывает стрелка. Если я встану лицом в сторону, куда стрелка показывает, то этот берег будет ПРАВЫЙ, а этот ЛЕВЫЙ. Встань так, Егор! Где у тебя левый берег, а где правый? Мальчики, станьте на левый берег, а девочки на правый. (Переворачиваю стрелки) На каком берегу стоите, мальчики, а девочки? Вы что же поменялись? А почему же названия берегов поменялись? (Мы никуда не ходили, а речка стала в другую сторону течь.) Так, кто приказывает, как называть какой берег? (Стрелка.) А что стрелка показывает? (Куда река течёт) Вместо стрелки можно бросить дощечку в воду и посмотреть куда она поплывёт, вот и станет она стрелкой, Теперь придёте на наш Дон и сможете узнать, какой берег левый, а какой правый!
Подгрупповая работа. Наряду с индивидуальными разговорами, упражняю детей в подгрупповых формах пространственной ориентации, упражняю в распределении содержания работы внутри группы.
Вариант подготовки подгруппы к строительству по сказке «Колобок»
ВОСПИТАТЕЛЬ: А кто в сказке «Колобок» живёт? (Бабушка с дедушкой, внучка) Где же они жили… в городе?. А в каком же доме?. Да, в деревянном маленьком. с окошечками… (кладу речку - схему на стол)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Речка есть, а сказки нет. Вы можете сделать так, чтобы понятно было. Вот этот кусочек реки (подхожу к столу). Где здесь мостик? (Ищут, показывают со схемы на стол) А кто в сказке живёт? (Бабушка с дедушкой, колобок, медведь, заяц, лиса). Вот он Колобок. колобок. Из чего же он сделан?. Как это он поё т: «Я Колобок, колобок на сметане мешен.» Где они жили? Наверно, здесь в деревне они жили?. А домик как стоял?. Куда окошко было повёрнуто?. Куда колобок убежал?. В лес. Значит куда окошко глядело, на котором он студился? Вот, если здесь около мостика, а сюда и окошко смотрело, вот сюда по этому мостику он и покатился… (показываю по столу и схеме). Колобок покатился. Колобок покатился и прикатился в лес. Но, если бабушка любила печь колобки, то из чего пекла? (Из муки.) Наверно, муку мололи на мельнице. А колобки пекли на сметане…Значит где-то корова должна быть. У бабушки, наверно, корова была. А дед, наверно, через мост за дровами ездил. Так какой же мост был. Проедет он по мосточку с лошадью и телегой,. по мосточку из двух жёрдочек? (Нет, нужен прочный, широкий) ну, а раз лошадь жила, так и конюшня нужна? Представьте себе, где же они жили? (Бабушка с дедушкой в деревне, а звери в лесу) В каком доме они жили? (В деревянном, маленьком) А ещё бабушка пошла по амбару помела…Что такое амбар? Так называли в старину строение для хранения зерна, муки, припасов. Будет ли пол в амбаре? А будут ли крыша, стены, двери?. (Да) А окно в строении, в котором хранится зерно, нужен ли свет, когда сохраняется мука? Нет не нужно. Значит окна у амбара не будет. А как бабушка руки вымоет, нельзя же грязными руками Колобок печь? (Воды принесёт). Откуда же воду возьмёт? (Из речки) А где же речка будет? (Показываю жестом на листе бумаги). Значит, дом около речки, одноэтажный… (Рядом амбар…из конструктора можно собрать мельницу)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Откуда же мука в амбаре взялась? Мельницы бывают водяная и ветряная. В нашей то деревне какая будет…. водяная на берегу реки. Колобок убежал в лес, а где же лес, тут… (смотрим на план). На этом берегу реки деревня. А лес где, места-то больше нет? Вот амбар, вот дом, вот мельница… А другой берег пустой, наверное, там лес растёт?. Как же Колобок в лес-то попадёт? (По мостику) Где же мостик? Дедушка пошёл на мельницу муку молоть. Если мостик был бы около мельницы, то он увидел бы, как Колобок убежал. Бабушка пошла в амбар, если мостик около амбара, то тоже могла увидеть, как Колобок убегает. (В амбаре нет окон, не увидела). А вот если около домика. Колобок с окошка прыг. да по мостику, сразу и укатился. Где же мостик строить будем? (обозначаем на схеме, находим на плоскости стола). А в лесу…полянки, катится Колобок. на одной полянке зайца встретил, спел ему песенку и дальше покатился на другую полянку, а там Волк….а на другой Медведь. Лиса. Сколько же полянок в лесу? (Четыре). Одна, чтобы с Зайцем встретиться, вторая- с Волком, третья – с Медведем, четвёртая, чтобы встретиться с Лисой. А мы можем так построить? Надо договориться, кто будет строить деревню, а кто будет строить, как Колобок в лесу покатился. (Идёт процесс строительства по сказке «Колобок»… аналогичная работа идёт и по другим сказкам : «Маша и Медведь», «Пых», «Лисичка со скалочкой», «Репка», «Три медведя»…
Организация занятия.
Оно итог индивидуальной и подгрупповой работы.
Ход занятия.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот река у меня есть. Вы рассказали какие сказки вы строили. Я обозначила. (Предлагаю схему реки с обозначением сказок - см. приложение)
Вы догадались, где какая сказка?. А если такую большую речку положить, то сказки можно построить? Давайте поставим столы так, чтобы разместилась наша сказочная деревня. (Вместе с детьми ставим столы по два рядом, чтобы получилась диагональ - см. приложение)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Теперь проложим речку быструю, многоводную. Где её верховье – часть реки, близкая к её истоку, а также прилегающая к ней местность?. А теперь найдём верховье реки в нашей сказочной стране (дети показывают на схеме). Теперь скажите герои какой сказки поселятся в верховье реки? (называют). Покажи, Максим, на столах, где будут жить герои сказки «Репка»? А где низовье реки – местность в районе нижнего течения реки? А в низовье сказочной реки какие будут жить герои? («Пых»). Покажи, Рита, на столах, где же будут жить сказочные герои сказки «Колобок». Покажи, Миша, на схеме, где живут «Медведь и Маша»? А теперь покажи это место на столе. (И так про другие сказки)
_ Кто хочет строить деревню в верховье реки для жителей сказки «Репка» подойдите к полочке красоты.
(Если в подгруппу подойдёт детей больше, чем надо, это не страшно, т. к. дети сами должны принять решение и перейти в другую подгруппу, если в ней не будет хватать участников постройки).
_ Кто хочет строить деревню для жителей сказки «Маша и Медведь» подойдите к ко мне.
_ Кто хочет строить деревню для жителей сказки «Лисичка со скалочкой», подойдите к экологическому окну.
_ Кто хочет строить деревню для жителей сказки «Пых» подойдите к И. В.
_ Кто хочет строить деревню для жителей сказки «Колобок», подойдите к А. Н. А кто будет строить полянки, на которых встретится Колобок со зверями?
Кто хочет строить деревню для девочки и дом для трёх медведей, подойдите к окну.
Теперь посмотрите на реку (схему) определите, куда течёт вода вверх или вниз? (вниз). Берега определяются так: надо встать по направлению течения реки, то есть спиной к схеме. А теперь строители сказки «Репка», найдите верховье реки на столе. Встаньте на то место, где будете строить. Тогда, на правом или на левом берегу живут герои «Репки»? (на левом) Встаньте около стола. А на каком берегу живут Медведь и Маша в дремучем лесу? (на правом) Встаньте… А теперь строители сказки «Лисичка со скалочкой» найдите низовье реки. Встаньте туда. А теперь строители сказки «Маша и Медведь», подумайте, где живёт медведь ближе к верховью или к низовью? Покажи, Паша, на схеме. А где живут герои сказки «Пых»? (Дети называют и показывают).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну, теперь вы уже старшие дети, потому сами сможете договориться между собой, кто и что будет строить, но надо так построить КАЖДОМУ, чтобы любой человек мог узнать, что ВЫ ВМЕСТЕ ПОСТРОИЛИ ДЕРЕВНЮ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ СВОЕЙ СКАЗКИ. Встаньте на свои места так, как вы договорились между собой. Начинайте строить
Схема висит перед детьми. Дети расходятся в подгруппы и занимают свои места. Воспитатели встают к детям разных подгрупп. Слушают то как они договариваются друг с другом, как находят места своих построек, то есть, как они читают схему, ориентируются на листе и на столе. Если ребёнок представит образ сказки, то и решит пространственные задачи, тогда для него будет важно, где поместить дом, где огород, почему так, а не по-другому.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Где же будет ваша сказка? (Вот на этих двух столах) Вот вам речка… Где же огород? Кто его будет строить, покажи на столе, где будет огород. Где же дом бабушки с дедушкой? На плане вот он. Кто его будет строить? Покажи на столе, где ты будешь строить? Вот. А где же домик внучки, мамы с папой? Кто его будет строить? А где же на столе покажи? А где же лес? Кто его будет строить? Покажи на столе. А мостик? Где обозначен? Покажи, где ты будешь его строить. Знаете теперь, где надо строить то, что задумали? Идите - стройте.
Дети строят, а воспитатель рассуждает вслух, ни к кому не обращаясь, как бы сам с собой.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, из дома выйдет бабушка, к речке то не пройти, тропиночки нет, да и по огороду ходить неудобно….
Дети поймут, что нужно проложить дорожки и тропинки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А в лесу-то не только деревья растут, хорошо бы ёжик бежал через полянку с цветами, да и грибок под деревом на колючки подцепить… Да что-то не растут что ли в нашем лесу грибы….! Вот ёжик пробежит по дорожке через полянку, да к грибочку, а к мостику-то как? Вот тут бы дорожку проложить. (если проложили много тропинок….) Ой, весь лес истоптан, не вырастут больше грибы, не будут жить в таком истоптанном лесу звери и птицы
Когда закончат постройку, обсуждаем с каждой подгруппой соответствие постройки со сказкой.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Получилась ли сказка, которую вы задумали? У вас получилось, а ты как думаешь, а ты? Приглашайте героев жить в их сказку. (Дети развёртывают режиссёрскую игру.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь подойдите ВСЕ ко мне, посмотрим, получилась ли у нас сказочная страна? Течёт речка… Какая здесь сказка живёт? А дальше, какая сказка живёт? А здесь? Вот мы и приплыли в сказку «Пых». А получилась ли у нас такая сказочная страна, как задумали? Как интересно получилось. Где же живёт девочка, которая попала к Трём Медведям?. Вот она была капризная, никого не слушалась, в лес побежала…. И попала к Трём Медведям…А окно повёрнуто сюда, в сторону речки… Вот она выскочила, со страху и побежала прямо, и добежала прямо до речки….Или по речке домой пошла? (Показываю вниз по берегу). И ли перешла через мосточек и пришла к бабушке с дедушкой… которые репку вырастили. Заплакала. Не знает, куда домой идти… А её может на лодке по речке до деревни и довезли… А теперь какая подгруппа ребят хочет убедить нас в том, что в построенной ими деревне смогут жить герои этой сказки?
(Дать детям возможность и время для дальнейшего развёртывания режиссёрской игры)