Алена Банина
Конспект занятия по экологии «Мы в ответе за Землю, на которой живем!»
▼ Скачать +Заказ
Ход занятия:
I.Организационный этап (3 минуты)
Ведущий: Здравствуйте ребята! Я рада сегодняшней встречи с вами. Думаю, что это занятие заставит вас задуматься, а о чем - сейчас догадаетесь.
II. Целеполагание. «Приём фантастическая добавка» (5 минут)
Наше занятие я хочу начать словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил Маленький принц у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация». (Слайд №1)
Публикация «Конспект занятия по экологии „Мы в ответе за Землю, на которой живем!“» размещена в разделах
Как вы, ребята, понимаете слова географа?
Ответы детей : Земля нуждается в помощи, здесь плохая экология.
Ведущий: Ребята, а кто эту помощь может оказать Земле?
Ответы детей : Эту помощь могут оказать только люди.
Ведущий: Соглашусь с вами, значит, о чем сегодня пойдет речь?
Ответы детей : О планете Земля, природе, бережном отношении к ней.
Ведущий: Вы правы, сегодня это с вами обсудим и отправимся вместе в разные уголки Земли, попробуем разработать свои варианты решения их экологических проблем. Посетим два царства дружащих на планете. Разработаем защитные знаки о бережном отношении к природе. Ответим на вопрос, какова ответственность человека за жизнь на Земле?
III. Основной этап (30минут)
3.1. Беседа о планете Земля и её экологии.
Тема нашего занятия звучит так «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» (Слайд №2)
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
Для кого мы охраняем природу?
Ответы детей : Для животных, населения, для человека.
Ведущий: Молодцы, замечательные ответы!
А от кого мы охраняем природу?
Ответы детей : От человека.
Ведущий: В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология».
Вы знаете, что означает это слово?
Ответы детей : Это наша окружающая среда, а вернее биологическая наука.
Ведущий: Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы : что можно брать у природы, как это правильно делать?
Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. (Слайд №3)
А что мы с вами называем общим домом?
Ответы детей : Природу, окружающий мир.
Ведущий: Конечно же, это природа. За несколько миллиардов лет на Земле сформировалась сложная общепланетарная система жизни. В неё входят нижние слои атмосферы, вода и почва вместе со всеми населяющими их живыми созданиями.
Глобальную систему жизни называют биосферой («био» - «жизнь», «сфера» - «оболочка»). Биосфера и есть наш общий дом. Ну, а кто же её обитатели?
Ответы детей : Его обитатели – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.
Ведущий: Верно, в обще планетном доме, на ладони природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.
22 апреля – наша страна празднует Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. (Слайд №4)
Как вы думаете, что в этот день, в честь этого праздника, проводиться в нашей стране?
Ответы детей : Проводиться много акций для поддерживания чистоты в стране; Люди сажают цветы, деревья.
Ведущий: Позвольте согласиться с вами, вы правы. Вот смотрите, такие выражения: «Земля наш дом. Наша Земля в наших руках».
Как вы их понимаете?
Ответы детей : Что все зависит от человека, все находится в его руках, он должен оберегать свою планету так же как свой дом.
3.2 Погружение в игровую ситуацию «Путешествие по планете Земля».
Ведущий: Соглашусь с вашими ответами, теперь предлагаю вам отправиться в путешествие по планете Земля, чтобы узнать об её экологических проблемах, затем предложить свои варианты решения этих проблем. (Слайд №5)
Для начала нам нужно разделиться на 2 команды. (Дети делятся на 2 команды)
Ведущий: Итак, начинаем, вам предстоит выбрать такое место на Земле, где, по-вашему, мнению сложилась сложная экологическая обстановка.
На примере это может быть река, болото, родник и т. д.
За каждое пройденное задание в этой игре вы получаете жетон с изображением нашей планеты, по итогам занятия будут выявлены «Лучшие экологи» и «Защитники природы»
(Все команды отправляются в разные уголки Земли, маршруты команды выбирают сами). (Слайд №6)
Задание № 1
В течение 3 минут придумать название команды связанное с нашей темой и обосновать выбор маршрута.
(Дети представляют свои команды и указывают выбор маршрута).
(Затем, команды получают по одному жетону)
Ведущий: Вы выбрали маршрут, но вам необходимо пересечь государственную границу. Чтобы это сделать, необходимо ответить на вопросы.
Задание № 2
(Каждой команде задается вопрос и за правильный ответ выдается жетон)
Вопросы 1-й команде:
1. Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(береза)
2. Сильная буря на море (шторм).
3. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
Вопросы 2-й команде:
1. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего себе не шьет,
А в иголках круглый год.
(ель)
2. Крупный населенный пункт (город).
3. Кругом вода, а с питьём – беда. (Море)
Ведущий: Вы успешно преодолели границу, прибыли в пункт назначения, изучили проблему.
Задание № 3
Составьте краткое обращение к землянам с тем, чтобы привлечь внимание к проблемам экологии этой местности, к этому обращению вы даже можете добавить ваши рисунки. Время выполнения этого задания 5 минут.
(Приложение 1.3)
(Пока дети выполняют задание, звучит легкая музыка. Далее идет обсуждение работ, затем выдача жетона, команде, которая своим обращением сможет больше привлечь внимания землян к экологической проблеме.).
Ведущий: Мы все узнали об экологических проблемах в разных уголках Земли, И это очень важно. Спасибо вам за путешествие! Вы отлично потрудились и даже нашли выход из этих экологических проблем.
Земля - дочь Солнца, а мы - дети Солнца и Земли.
" Земля - самая красивая планета", - такой вывод сделали космонавты, летая в космос.
Рождаясь, на такой прекрасной планете, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю и воды, реки и горы, лес и цветы. Но как мы пользуемся ими, сохраним ли их для потомства?
Ответы детей : Нет, не сохраним, так как человек этого всего не бережет.
3.3. Беседа «Два царства».
Ведущий: Сохраним, если будем бережно относиться к природе. Есть на земле два царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. (Слайд №7)
У них все общее: земля, реки, моря.
Хочу вам предложить пройтись по этим двум царствам.
Это царство животных и царство растений. Каких обитателей нашего леса вы знаете?
Какая команда назовет больше животных, та получает жетон.
Ответы детей : Зайцы, волки, белки, медведи, лоси, кабаны, еноты и т. д.
Ведущий: По вашим ответам можно сделать вывод, что вы хорошо знаете обитателей нашего леса.
Давайте перейдем к растениям. Какие растения вы знаете?
Каждая команда пишет на листе, название, растений, у кого количество больше та команда получает жетон. Повтор не допускается.
Ответы детей : Ромашка, колокольчик, Иван-чай.
Ведущий: Молодцы! Если мы не будем беречь природу, то все просто напросто исчезнет.
3.4. «Сказка о нефтяной рыбке».
А теперь, ребята, отдохните я сказку «Сказку о нефтяной рыбке» расскажу.
«Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод в море и вытащил - нет, не одну тину морскую, а ещё ржавые банки и бутылки, рваные пластиковые пакеты.
Закинул дед невод во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную шину.
В третий раз, как и полагается, попалась старику рыбка. Да не простая, а известное дело, золотая.
Заговорила она человечьим голосом.
Как вы думаете, что ответила рыбка старику?
Ответы детей : Отпустите меня обратно.
Ведущий: Но вот чудо: не стала просить золотая рыбка, мол, отпусти меня, старче, в море. А наоборот, взмолилась: «Только не отпускай меня обратно в морские воды! Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу превратиться в рыбку нефтяную, а хочу остаться рыбкой золотою!»
Откуда в моря попадает нефть?
Ответы детей : С фабрик, заводов.
Ведущий: Какой вред она наносит морским обитателям?
Ответы детей : Нефть отравляет морских обитателей.
Ведущий: Да верно, много фабрик, которые скидывают свои отходы в моря. И тем самым наносят вред обитателям.
IV. Заключительный этап. Рефлексия (7 минут)
Ведущий: Вот и подошло наше занятие к концу. Давайте подведем его итоги.
О чем мы сегодня с вами вели речь?
Ответы детей : О планете, животных, растениях, экологии и т. д.
Ведущий: Кто запомнил, какой у нас в начале занятия стоял вопрос.
Какова ответственность человека за жизнь на Земле?
Ответы детей : Ответственность человека высока, так как он отвечает за другую жизнь, это жизнь растений, животных, рек и т. д.
Ведущий: Замечательные ответы, прошу вас обратить внимание на экран. На экране указы незаконченные предложения ваша задача выбрать одно из них и его продолжить. (Слайд № 8)
Приём «Незаконченных предложений»
- «Я смогл (а) сделать для себя следующие выводы…»;
- «Работа заставила меня задуматься о…»;
- «Для меня было новым, что…»;
- «Среди выполненных заданий мне понравилось…».
Награждение команд
Настало время перейти к подсчету жетонов и награждению; в номинации «Лучшие Экологи» награждается команда …; Эта команда без затруднений прошла границу, ответила на вопросы, разработала очень яркое обращение к землянам местности.
В номинации «Защитники природы» награждается команда, спасибо вам за то, что на своей местности, вы изобразили знаки, которые так необходимы в нашем окружении. Я могу сказать уверено, что вы очень хорошо знаете обитателей нашего леса и всегда встанете на их защиту!
Теперь я хотела зачитать стихотворение.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую.
Нас много, а она одна. (Слайд №9)
Спасибо вам, за отличную работу! До свидания!