Галина Моргун
Проект «Семья, в которой я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : групповой, краткосрочный (3 месяца, интегративный
Актуальность проекта :
«Без прошлого нет будущего»
В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким.
Знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Публикация «Проект „Семья, в которой я живу“» размещена в разделах
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Семья, в которой я живу».
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Участники проекта : дети средней группы, родители, педагоги группы.
Автор проекта : Моргун Галина Владимировна.
Интеграция образовательных областей:
Проблема:
дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи, их увлечениях, семейных традициях, существующих в семьях.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта : создание условий, раскрывающих у воспитанников понятие «семья», ориентированных на взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Задачи
• Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
• Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
• Развивать коммуникативные навыки детей.
• Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
• Анкетирование детей по проблеме.
• Определение цели и задач.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
• Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?».
• Выставка «Генеалогическое древо семьи».
• Создание папки-передвижки «Тайна имени».
• Выставка детских рисунков «Моя семья».
• Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин».
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап-заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта
• Презентация проекта «Моя семья»
Ожидаемые результаты проекта :
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление доверительных и партнёрских отношений с детьми и воспитателями.
Выполнение проекта.
Виды совместной деятельности:
Познавательно-речевое развитие
Коммуникация
• Составление творческих рассказов на тему: «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
• Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто живет в моей квартире».
Познание
• Тематические беседы «Права и обязанности в семье», «Моё имя»,
• Подбор фотографий на тему «Моя семья».
• Рассматривание семейных фотоальбомов
• Знакомство с профессиями родителей.
• Пословицы и поговорки о семье.
Дидактические игры: «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?»
Чтение художественной литературы
Чтение рассказов:
• К. Д. Ушинский «Лекарство», «Петушок с семьей»,
• Пермяк «Для чего руки нужны»,
Стихи:
• С. Чёрный «Когда никого нет дома», А. Плещеев «Внучка», Е. Благинина «Посидим в тишине».
• Сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», ненецкая сказка «Кукушка».
Социально - личностное
Социализация
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
• Строительные игры «Мебель для дома».
• Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».
Труд
• Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности, помогая взрослым: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. д.
• Художественный труд: Изготовление подарков для мам.
Безопасность
• Игровая ситуация «Помогаем маме…» Соблюдение правил безопасности при организации труда.
• Игра-тренинг «Я потерялся»
Художественно-эстетическое
Художественное творчество
• Рисование карандашами «Моя рука - моя семья»
• Рисование пальчиком «Мой дом»
• «Для любимой мамочки испеку два пряничка» - изготовление печенья из солёного теста для игры «Дом»
Музыка
Слушание и исполнение песен о маме, семье и её членах.
Физическое развитие
Физкультура
• Создание условий для п/игр и игровых упражнений с пособиями и атрибутами физкультурного уголка
• Подвижные игры, игровые упражнения
• Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна
Здоровье
• Игра «Бабушкино лукошко» (продукты, полезные для здоровья) Проблемная ситуация
• «Почему папа заболел».
(вредные для здоровья поступки и привычки людей)
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Книжный уголок:
• Предметные картинки, художественная литература по теме «Семья»
Центр сюжетно-ролевых игр:
• создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов для игр: «Дом», «Магазин». «Больница»
Центр продуктивной деятельности:
• Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Взаимодействие с семьёй
Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
• Создание альбома «Моя семья»,
• Фотовыставка «Мир семейных увлечений»
• Выставка семейных фотографий «Как мы играем дома»
• Выпуск стенгазеты к дню 8 марта.
Ожидаемые результаты проекта :
• Дети узнают больше о своей семье.
• Проявление уважение и забот ко всем членам семьи.
• Умение организовывать сюжетно- ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
• Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Используемая литература:
1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
2. Козлова А. В «Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2004г.
3. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»
4. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»
5. Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.
6. С. В. Петерина «Воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста» М. Просвещение,1986.
7. А. К. Бондаренко «Воспитание детей в игре» — Москва «Просвещение»1983г.