Середич
Работа в паре как механизм позитивной социализации и личностного развития воспитанников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Свой доклад я хотела бы начать с высказывания психолога Леонида Абрамовича Венгера: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в ФГОС дошкольного образования. Один из целевых ориентиров предусматривает, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других (ФГОС, п. 4.6).
Публикация «Работа в паре как механизм позитивной социализации и личностного развития воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
На этапе завершения дошкольного образования развиваются подлинно личностные механизмы регуляции поведения; оно становится менее ситуационно зависимым, приобретает волевой характер. Развивается произвольность поведения, когда ребенок руководствуется не только стремлением действовать по собственному желанию, но и готовностью и стремлением соответствовать правилам, выполнять социальные нормы.
Одним из механизмов накопления дошкольниками социального опыта является взаимодействие в паре. Работа взрослых направлена на получение детьми опыта договора в паре о выборе предмета и (или) способа деятельности, развития самостоятельности и творчества пары в совместной деятельности. При таком взаимодействии уменьшается дистанция между детьми, сверстники находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята команда.
Прежде чем перейти к конкретным примерам взаимодействия воспитанников парами, несколько слов об особенностях организации образовательного процесса в нашем ДОУ. Он строится на тесном взаимодействии воспитателя и узких специалистов. Благодаря разработанному тематическому планированию каждая тема осуществляется через все виды детской деятельности (общение, игра, труд, познавательно-исследовательская и творческая деятельность). Такая интеграция всех видов деятельности дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с такой формой взаимодействия с воспитанниками на примере непрерывной образовательной деятельности «Птицы на кормушке». Деятельность начинается в группе с беседы детей с воспитателем. Основной целью взаимодействия с детьми является:
- мотивация воспитанников к дальнейшей деятельности;
- формирование потребности в общении, развитие умения сотрудничать, договариваться, учитывать интересы и чувства других;
- расширение представлений о зимующих птицах (где живут, что едят);
- формирование представлений о том, что человек является частью природы и что он должен беречь ее и помогать;
- побуждение к высказыванию своей точки зрения, согласия или несогласия с ответом товарища;
- побуждение детей к обмену своим опытом и впечатлениями.
Далее воспитанники по желанию распределяются на подгруппы и идут в кабинеты специалистов: изостудию и кабинет ручного труда. Таким образом, познавательная деятельность плавно перетекает в художественно-творческую.
Здесь педагоги создают необходимые условия для работы в парах :
- мотивацию пары на совместную деятельность;
- обеспечение развития самостоятельности и творчества детей в совместной деятельности;
- побуждение воспитанников к договору о том, что именно и каким образом они будут это делать;
- побуждение детей по завершении совместной деятельности к осознанию того, что им удалось сделать задание быстро и красиво благодаря тому, что каждая пара договорилась о том, каким образом они будут действовать.
Выбор способа деления на пары зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом, уровня сформированности произвольности поведения, содержания занятия, количества детей. Объединение в пары может осуществляться по разным направлениям:
• по половому признаку;
• по коммуникативному признаку (кто с кем дружит);
• по какому-либо общему признаку, сходству (цвету глаз, цвету волос, росту, сезону времени года) и т. д;
• рассчитавшись на первый-второй;
• с использованием предметов (разрезных картинок, открыток, геометрических фигур, пуговиц и др.);
• с помощью игры.
Взаимодействие в парах начинается с того, что педагог вначале
-знакомит и обучает детей тем или иным видам действий с предметами и материалами;
- знакомит с инструментами, приспособлениями, правила действия с ними;
- предлагает воплотить свой собственный замысел, выбирая самостоятельно материалы для поделок, инструменты и способы работы.
Например, во время специально организованной деятельности по изготовлению макета «Птицы на кормушке», в ходе которой дети получают возможность проявлять самостоятельность и творчество в изготовлении птичек, предшествуют занятия, на которых они учатся лепить, работать с бумагой, бросовым материалом. Педагог обязательно вспоминает вместе с воспитанниками из чего можно сделать тело птички, лапки, глазки и способы выполнения задания. Такие же способы взаимодействия используются и педагогом по ручному труду при изготовлении кормушек.
Обеспечение того, чтобы пары детей договорились о том, что именно и каким способом они будут это делать, в старшем дошкольном возрасте достигается прямым указанием взрослого. В нашем случае педагог сразу говорит о том, что для того, чтобы птички в паре оказались похожими, дети должны договориться из чего они будут выполнять птичек или кормушки. По мере изготовления поделок педагог наблюдает и слушает о чем договариваются воспитанники, задает, если необходимо, вопросы о том, договорились ли они, побуждает к этому, помогает, если необходимо.
По завершении совместной деятельности педагоги задают детям вопросы о том, как им удалось так быстро и красиво выполнить задание. Подводят итог: разделились на пары, договорились о том, что и как делать.
В целом такая специально организованная деятельность позволяет воспитанникам не только самостоятельно воплотить собственный замысел и реализовать деятельностный подход, но и проявить творчество, а также получить важный психологический опыт договора со сверстником, что в свою очередь на этапе завершения дошкольного образования, способствует овладению установкой положительного отношения к миру и успешному переходу на новую ступень детства – школьное обучение.
Литература.
Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», № 4, 2015 г.
Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», № 12, 2015 г.
Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», № 10, 2017 г.