МААМ-картинки

Работа в паре как механизм позитивной социализации и личностного развития воспитанников старшего дошкольного возраста

Середич
Работа в паре как механизм позитивной социализации и личностного развития воспитанников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги. Свой доклад я хотела бы начать с высказывания психолога Леонида Абрамовича Венгера: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в ФГОС дошкольного образования. Один из целевых ориентиров предусматривает, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других (ФГОС, п. 4.6).

Публикация «Работа в паре как механизм позитивной социализации и личностного развития воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На этапе завершения дошкольного образования развиваются подлинно личностные механизмы регуляции поведения; оно становится менее ситуационно зависимым, приобретает волевой характер. Развивается произвольность поведения, когда ребенок руководствуется не только стремлением действовать по собственному желанию, но и готовностью и стремлением соответствовать правилам, выполнять социальные нормы.

Одним из механизмов накопления дошкольниками социального опыта является взаимодействие в паре. Работа взрослых направлена на получение детьми опыта договора в паре о выборе предмета и (или) способа деятельности, развития самостоятельности и творчества пары в совместной деятельности. При таком взаимодействии уменьшается дистанция между детьми, сверстники находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята команда.

Прежде чем перейти к конкретным примерам взаимодействия воспитанников парами, несколько слов об особенностях организации образовательного процесса в нашем ДОУ. Он строится на тесном взаимодействии воспитателя и узких специалистов. Благодаря разработанному тематическому планированию каждая тема осуществляется через все виды детской деятельности (общение, игра, труд, познавательно-исследовательская и творческая деятельность). Такая интеграция всех видов деятельности дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с такой формой взаимодействия с воспитанниками на примере непрерывной образовательной деятельности «Птицы на кормушке». Деятельность начинается в группе с беседы детей с воспитателем. Основной целью взаимодействия с детьми является:

- мотивация воспитанников к дальнейшей деятельности;

- формирование потребности в общении, развитие умения сотрудничать, договариваться, учитывать интересы и чувства других;

- расширение представлений о зимующих птицах (где живут, что едят);

- формирование представлений о том, что человек является частью природы и что он должен беречь ее и помогать;

- побуждение к высказыванию своей точки зрения, согласия или несогласия с ответом товарища;

- побуждение детей к обмену своим опытом и впечатлениями.

Далее воспитанники по желанию распределяются на подгруппы и идут в кабинеты специалистов: изостудию и кабинет ручного труда. Таким образом, познавательная деятельность плавно перетекает в художественно-творческую.

Здесь педагоги создают необходимые условия для работы в парах :

- мотивацию пары на совместную деятельность;

- обеспечение развития самостоятельности и творчества детей в совместной деятельности;

- побуждение воспитанников к договору о том, что именно и каким образом они будут это делать;

- побуждение детей по завершении совместной деятельности к осознанию того, что им удалось сделать задание быстро и красиво благодаря тому, что каждая пара договорилась о том, каким образом они будут действовать.

Выбор способа деления на пары зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом, уровня сформированности произвольности поведения, содержания занятия, количества детей. Объединение в пары может осуществляться по разным направлениям:

• по половому признаку;

• по коммуникативному признаку (кто с кем дружит);

• по какому-либо общему признаку, сходству (цвету глаз, цвету волос, росту, сезону времени года) и т. д;

• рассчитавшись на первый-второй;

• с использованием предметов (разрезных картинок, открыток, геометрических фигур, пуговиц и др.);

• с помощью игры.

Взаимодействие в парах начинается с того, что педагог вначале

-знакомит и обучает детей тем или иным видам действий с предметами и материалами;

- знакомит с инструментами, приспособлениями, правила действия с ними;

- предлагает воплотить свой собственный замысел, выбирая самостоятельно материалы для поделок, инструменты и способы работы.

Например, во время специально организованной деятельности по изготовлению макета «Птицы на кормушке», в ходе которой дети получают возможность проявлять самостоятельность и творчество в изготовлении птичек, предшествуют занятия, на которых они учатся лепить, работать с бумагой, бросовым материалом. Педагог обязательно вспоминает вместе с воспитанниками из чего можно сделать тело птички, лапки, глазки и способы выполнения задания. Такие же способы взаимодействия используются и педагогом по ручному труду при изготовлении кормушек.

Обеспечение того, чтобы пары детей договорились о том, что именно и каким способом они будут это делать, в старшем дошкольном возрасте достигается прямым указанием взрослого. В нашем случае педагог сразу говорит о том, что для того, чтобы птички в паре оказались похожими, дети должны договориться из чего они будут выполнять птичек или кормушки. По мере изготовления поделок педагог наблюдает и слушает о чем договариваются воспитанники, задает, если необходимо, вопросы о том, договорились ли они, побуждает к этому, помогает, если необходимо.

По завершении совместной деятельности педагоги задают детям вопросы о том, как им удалось так быстро и красиво выполнить задание. Подводят итог: разделились на пары, договорились о том, что и как делать.

В целом такая специально организованная деятельность позволяет воспитанникам не только самостоятельно воплотить собственный замысел и реализовать деятельностный подход, но и проявить творчество, а также получить важный психологический опыт договора со сверстником, что в свою очередь на этапе завершения дошкольного образования, способствует овладению установкой положительного отношения к миру и успешному переходу на новую ступень детства – школьное обучение.

Литература.

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», № 4, 2015 г.

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», № 12, 2015 г.

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», № 10, 2017 г.

Публикации по теме:

Исследование уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста «Исследование уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста» Совершенствование и инновационное развитие современного.

Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников [«Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников» /i] Проблема: В настоящее время, когда нравственное и коммуникативное.

Игры на магнитах для развития и коррекции речи воспитанников старшего дошкольного возраста «Умные рыбаки»Игры на магнитах для развития и коррекции речи воспитанников старшего дошкольного возраста «Умные рыбаки» Игра «Умные рыбаки" Используемый материал: Две коробки. Одна из которых помещается в другую. Коробка меньшего размера используется для.

Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями.

Использование элементов музейной педагогики как средство позитивной социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями по позитивной социализации детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 «Страна детства» комбинированного вида г. Кызыла Республики.

Консультация для родителей «Игровые технологии как средство позитивной социализации детей в период адаптации к условиям ДОУ» Вопрос о помещении ребенка в детский сад, как правило, встает перед родителями в связи с окончанием оплачиваемого отпуска матери по уходу.

Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Шкеева Татьяна Владимировна Жарикова Светлана Владимировна Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста.

Презентация «Технология музейной педагогики как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста» Выступление на пед. совете для воспитателей, отображающее необходимость создания мини-музеев в ДОУ. 1 слайд. Приветствие 2 слайд. Музейная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа в паре как механизм позитивной социализации и личностного развития воспитанников старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 июля 2018 в 09:11
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа в паре как механизм позитивной социализации и личностного развития воспитанников старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Середич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД