Екатерина Сергеевна
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Фольклор является уникальным средством в развитии детей с ОВЗ. Творческая природа фольклора велика : для каждого, в том числе и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, она даёт стимул к его эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Публикация «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Изучение детского фольклора в эмоциональном развитии детей с ОВЗ имеет огромное значение. Воспитание детей на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса.
Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.
Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.
В настоящее время детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка развивать творческие способности. Для того, чтоб обучить тому или иному приёму, педагог должен обладать огромным терпением и действовать по принципу «пошагового обучения». Важно следить, чтоб неудачи не отпугивали ребёнка.
Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Музыка играет важную роль : она создаёт атмосферу происходящих событий. Если по замыслу творческой деятельности отправляемся в ночь, то мелодия погружает в её таинство, полное предчувствий и самых неожиданных встреч. Работая с музыкальным произведением, создаётся такая атмосфера, при которой к ее восприятию подключаются все органы чувств ребё нка: слух, зрение, осязания, обоняние, вкус. Музыка еще одно средство общения с детьми. Дети всегда должны видеть, что музыка несет содержание и рождает у человека определенный эмоциональный отклик. Дети должны почувствовать, что состояние, вызванное солнечным или пасмурным днем, первым снегом или листопадом, может быть выражено через музыку. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.
Как показывают исследования, эмоции детей с ОВЗ относительно более сохранны по сравнению с интеллектуальным развитием. Поэтому такие дети поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания. В системе коррекционной работы с детьми необходимо открыть через фольклор перспективы развития : умственных способностей (память, мышление, внимание); двигательной активности; эмоционально-волевой сферы; вызвать у детей с ОВЗ интерес : к фольклорному искусству организацией особых условий, создания обстановки средствами яркой образности и наглядности, обеспечивающей детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний; желание участвовать в русских народных играх, слышать красоту русской детской песни и уметь звонко и эмоционально воспроизвести ее; участвовать в народных календарных праздниках, театрализованных представлениях, обрядах народного и православного календаря.
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь детей. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Детский фольклор — это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его.
Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях — почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди — это язык эмоционального общения. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
В образовательной деятельности используется:
Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным
Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.
Мелодическое и ритмическое начало позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей развиваются и совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Во время музыкальной деятельности, дети знакомятся с движениями русской пляски. Хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом, ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски.
В образовательной деятельности также используются подвижные игры для детей — где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх развивает быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи», «Лисичка-лиса», «Солнышко» и др.). Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения). Есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках. В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки свистульки, жужжалки, погремушки. В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме развития творческих способностей детей. Любая игра положительно воздействует на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка и способствует всестороннему и гармоничному его развитию.
Таким образом, использование музыкального фольклора для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, способствует повышению качества коммуникации, развитию творческих способностей, обеспечивает подъем мышечного тонуса, вовлекает неговорящего ребенка в процесс пения через подражание. Обучение театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В соответствии с ФГОСДО реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста с ОВЗ. Интегрированное обучение с использованием музыкально фольклора в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника с ОВЗ, позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.
В результате музыкального фольклора дети с ограниченными возможностями здоровья получают следующие навыки и умения:
- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
- овладевают навыками самостоятельно находить выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
Подведение итогов работы осуществляется через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников.
Список литературы:
1. Власенко, О. П. Музыкально - эстетическое воспитание в коррекционных классах. Издательство «Учитель», 2007 г. с. 9.
2. Евтушенко, И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей.
Издательский центр «Академия», 2003 г. с. 26, 78.
3. Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. Творческий центр Сфера, Москва 2009.
4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии / Под ред. Е. А. Медведевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.