Наталья Эмец
Использование альтернативных методов коммуникации, как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Использование альтернативных методов коммуникации как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Жизнь человека – это общение. Изоляция от общения – особо тяжелое испытание для людей, лишенных возможности нормально общаться (люди с ограниченными возможностями здоровья). Общение связано с самой сущностью человека и является одной из главных его потребностей: человек – общественное существо.
Публикация «Использование альтернативных методов коммуникации, как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
При помощи общения происходит вхождение человека в коллектив, его социализация, а также реализация воздействия на коллектив. В общении формируются и черты личности, поэтому без его познания человеку очень трудно познать самого себя, общество в целом.
Какое общение является наиболее эффективным?
Психологи ответят, что это невербальное общение, а именно язык телодвижений. Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.
В работе с детьми мы в первую очередь обращаем внимание на поведение ребенка, на его жесты (если они имеются, на его позы, мимику лица. Сразу становится ясно, нравится ребенку игра или нет, напряжен он или расслаблен, четко прослеживается его эмоциональное состояние на данный момент. Имея данную информацию, специалист получает возможность сразу же скорректировать свой план работы.
На данный момент в различных дошкольных учреждениях наблюдается большое количество детей с нарушением речи, психологическими расстройствами, дети с детским церебральным параличом. Навыки коммуникации у таких детей нарушены, либо вообще отсутствуют.
Американская Ассоциация речи, языка и слуха (ASHA) определяет нарушение коммуникации следующим образом : «Нарушение способности принимать, передавать, обрабатывать и понимать понятия или вербальные/невербальные или графические символические системы. Коммуникативное нарушение может проявляться в процессах, связанных со слухом, языком и/или речью. Коммуникативное нарушение может варьироваться по тяжести от легкого до глубокого. Оно может быть приобретенным или связанным с развитием. Индивидуум может демонстрировать один аспект или любую комбинацию всех трех аспектов нарушения коммуникации. Нарушение коммуникации может быть первичным или вторичным при других нарушениях»[1].
Для данной категории детей мы используем не только такой метод коммуникации как язык телодвижений, но и боле специфичные методы альтернативной и аугментативной коммуникации.
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная.
Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC – аугментативная (augmentative— увеличивающий) и альтернативная коммуникация.
Альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно; применяться как временная помощь; рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
В Германии поддерживающей коммуникацией, или «коммуникацией с опорой» называют различные виды педагогической и терапевтической помощи, оказываемой лицам с отсутствием или существенными ограничениями устной речи, с целью оптимизации их коммуникативных возможностей. В качестве общепринятого международного обозначения поддерживающей коммуникации используется аббревиатура ААС (AugmentativeandAlternativeCommunication - дополнительная и альтернативная коммуникация) [1].
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. Цели использования альтернативной коммуникации состоят в построение функционирующей системы коммуникации; развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию; развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.
Альтернативная коммуникация используется лицами, у которых в силу врожденных или приобретенных расстройств вовсе отсутствует либо существенно ограничена устная речь. К ним относятся дети, подростки и взрослые с сохранным пониманием речи, но располагающие недостаточным арсеналом вербальных средств коммуникации и лишенные возможности оптимально выражать собственные потребности. Альтернативная коммуникация также обеспечивает жизнедеятельность лиц с распадом речевой функции по причине перенесенных черепно - мозговой травмы, инсульта.
В условиях игровых развивающих занятий мы используем и развиваем следующие методы и средства альтернативной коммуникации.
Глобальное чтение.
Обучение чтению целыми словами (глобальное чтение) приводит к относительному развитию когнитивных навыков, является важным способом «вхождения» в речевую деятельность.
PECS.
(PECS) Picture Exchange Communication System - По своей сути это система обмена изображениями.
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности.
Жесты.
Жесты — выразительные движения рук, пальцев, помогающие передать эмоции, психические состояния, желания.
Выбор вспомогательного средства коммуникации.
Как правило, выбор вспомогательного средства коммуникации осуществляет группа специалистов, подбор такого средства всегда индивидуален. Выбор зависит от того, станет ли оно основным способом разговаривать" или только дополнительным. Сначала надо научить его пользоваться вспомогательным средством в привычной обстановке, для этого родителям придется самим создавать подходящие ситуации. Например, даже самый маленький ребенок с удовольствием воспользуется подобным средством во время игры, чтобы выбрать игрушку, или во время чтения знакомой истории, чтобы вставить слово.
Но, как правило, не сразу можно правильно подобрать именно тот способ альтернативного общения, который наиболее полно и действенно сможет восполнить коммуникативные навыки ребенка. Можно столкнуться с такой проблемой, что ни один способ не подходит данному ребенку. Именно поэтому необходимо более полноценно рассмотреть все методы альтернативной коммуникации, а так же выявить более успешное сочетание данных методов и простроить программу для данного типа детей.
Постарайтесь предоставить ребенку наиболее разнообразный выбор вариантов общения. Постоянно демонстрируйте ему как можно общаться при помощи каждого метода. В каждое занятие включайте элемент каждого из видов альтернативной коммуникации и старайтесь все заснять на видеокамеру. Далее, просматривая записи, вы определенно подчеркнете для себя именно тот момент, в котором наиболее ярко проявилась ответная реакция ребенка на предложенный вид общения, но из-за своих эмоций, возможно, вы его не уловили на занятии. Только через некоторое время у вас получится установить с ребенком контакт и определиться с видом альтернативной коммуникации. Не исключено, что возможно их будет несколько.
В работе с использованием вспомогательного средства коммуникации важно настроиться на ребенка и забыть про время. Быть может, на первых этапах ребенок просто вам не доверяет. Чуточку терпения, фантазии, творчества и вы заговорите с ребенком на одном языке.
Список используемых источников
1. Каган В. Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. - Спб., Фолиант., 1996.
2. FLAVELL J. H., & O'DONNELL A. K. (1999). Le developpement de savoirsintuitifs a proposdes experiences mentales, Enfance, 51, 267-276