Приложение МААМ

Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в эмоционально-коммуникативном развитии детей с РАС

Далова Октябрина Хадисовна
Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в эмоционально-коммуникативном развитии детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С РАС.

Музыкальное воспитание является одним из важнейших средств воздействия на эмоционально-коммуникативные нарушения. Наиболее убедительные доказательства, подтверждающие клинические преимущества музыкальной коррекции, связаны с социально-коммуникативной и эмоциональной сферами. Музыка, как одна из форм невербальной коммуникации, представляет собой область, которая является мощным и доступным стимулом для коррекционной работы по сохранению и восстановлению эмоциональных и коммуникативных навыков для людей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Огромное преимущество музыки для детей с РАС состоит в возможности доступным для них языком рассмотреть природу чувств, передать состояния простых и сложных эмоций, что так трудно (а подчас и невозможно) сделать в социально-коммуникативной сфере. Поэтому в последнее время отмечается всплеск интереса к музыке как к средству коррекционного воздействия на детей данной категории.

Музыка вызывает особое внимание у детей с РАС, она может помочь объяснить особенные свойства музыкальной памяти. Там, где возникают трудности по интерпретации социальных стимулов, музыка предоставляет возможность познавать и оперировать эмоциями. Учитывая потенциальные терапевтические последствия этого явления, используя способность детей с РАС понимать и узнавать эмоции через музыку, можно решать проблему узнавания тех же эмоций в словесной информации.

Музыкальное занятие - одно из самых любимых занятий. Оно включает в себя самые различные приемы и средства музыкальной педагогики: прослушивание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, игры, танцы.

Слушая музыку, ребенок заряжается эмоциями и чувствами исполнителя, получает возможность общения с другими людьми.

Это прежде всего эмоциональный опыт, происходящий в пространстве и во времени, имеющий начало и конец и включающий всю полноту ощущений и чувств: зрение, слух, сенсорные качества (определенные звуки могут вызывать даже определенные запахи). Дети выделяют понравившуюся мелодию, узнают ее, напевают, используя свое сочетание звуков. Музыка становится помощником, служит своеобразным средством коммуникации между ребенком и окружающей его средой.

Приобретая навыки игры на детских музыкальных инструментах, импровизируя на них, ребенок учится выражать свои чувства.

Дети с РАС лучше общаются с предметами, чем с людьми, поэтому музыкальные инструменты становятся для них средством самовыражения. Для такого ребенка звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его. При игре на музыкальном инструменте развиваются перцептивные и двигательные взаимоотношения, что приводит к контролю над скоростью, силой и амплитудой движения.

Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для детей с РАС, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук. Музыкальный инструмент может быть использован в качестве предмета, который можно передавать как источник тепла и комфорта, как детское одеяльце. По мнению Д. Элвин, музыкальные инструменты являются как бы продолжением нашего тела (через рот, руки и т. д.). Ребенок может разглядывать музыкальный инструмент, трогать его и даже нюхать. Вместе с педагогом он может фантазировать: наделять музыкальные инструменты чертами и характерами вымышленных персонажей, очеловечивать и превращать конкретный предмет в важный жизненный символ. И, таким образом, через игру на музыкальных инструментах, педагог находит способы, как помочь ребенку в его проблемных ситуациях.

Игры, танцы, хороводы, в которых участвуют и дети, и педагоги, учат ребенка взаимодействовать с партнером, ощущать его поддержку или, наоборот, помогать ему. В этот момент включаются и начинают гармонично взаимодействовать все психические сферы, участвующие в организации поведения человека (воля, эмоции, интеллект). Это способствует разрешению многих проблем – как двигательных, так и эмоциональных, познавательных, социальных.

Итогом всей коррекционно – развивающей и обучающей работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РАС со своими сверстниками:

- игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле;

- танцы в парах, хороводе;

-участие в музыкальных играх – драматизациях, праздниках, развлечениях.

Принципы построения занятий

1. Учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние детей и соответственно корректировать интенсивность занятия

2. Постепенное усложнение материала: построение занятия от простого к сложному.

3. Максимальное использование непроизвольных двигательных реакций в комплексе со слуховым, зрительным, тактильным анализаторами. Любое полноценное восприятие музыки – это ритмическое восприятие. Оно включает в себя разнообразные осмысленные движения и становится слухо-двигательным процессом.

Рекомендуемая структура музыкального занятия

1. Приветствие.

2. Ритмическая разминка.

3. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений.

4. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.

5. Пение, подпевание

6. Игры, танцы, хороводы.

7. Релаксация

8. Прощание.

Особая специфика музыкальных занятий состоит в следующем:

-Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 мин;

-Структура проведения занятий вариативна в различных группах;

-При необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве)

-Один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения педагогом;

-Музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии либо начинают вести себя деструктивно, в связи с чем возникает необходимость перевода их в другие группы. В этом случае детям легче вливаться в новую группу, узнавая музыкальный материал;

-На занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.

Важно ритуализировать занятие. Ритуал становится канвой занятия, которую педагог как импровизатор и исполнитель должен представлять, прежде чем наполнить ее необходимым содержанием. Повторяющиеся элементы занятий и музыкальные произведения создают у детей ощущение безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.

Основные ритуалы связаны с началом и окончанием занятия - музыкальным приветствием и прощанием. Приветствие помогает установить между педагогом и ребенком мягкие доверительные отношения и, став для детей привычным, оказывается пусковым механизмом, включающим их в работу. Для приветствия и прощания используется какой - либо шумовой инструмент (чаще всего бубен, у него не очень резкое звучание и в то же время он достаточно четко фиксирует ритм фразы). На первых занятиях, когда ребенок еще не привык к ритуалу, ему помогает педагог (играет на инструменте в ответ и произносит приветствие как бы за ребенка).

Прощание - завершающий аккорд, которым подводится итог занятия. Прощаться, так же как и здороваться, можно с каждым ребенком отдельно или со всей группой.

Ритуалами, т. е. знакомыми, повторяющимися действиями, можно связывать переходы от одних видов деятельности к другим. Например, любой танец начинается с того, что дети становятся в круг и берут друг друга за руки (разумеется, в некоторых случаях все это делается с помощью педагогов или родителей). Многих детей очень радует возможность предвосхищать события, когда, услышав знакомую мелодию, название песни или игры, они знают, что им предстоит делать то, с чем они уже неоднократно справлялись. Для кого-то очень существенным шагом в развитии оказывается усвоение последовательных действий.

Чередование различных видов деятельности позволяет выстраивать динамику занятия. Исходя из целей, занятие может быть построено на смене настроений (расслабление и возбуждение) или с наличием кульминации, когда происходит постепенное эмоциональное насыщение и возрастание двигательной активности, сменяющиеся к концу занятия расслаблением (от лирических мелодий и плавных движений до бравурных, энергичных, высвобождающих энергию, и затем постепенное расслабление). Однако часто приходится отступать от первоначального замысла, исходя из состояния детей, в котором они приходят на занятие. Так, например, если дети возбуждены и им сегодня особенно трудно усидеть на месте, лучше начинать с подвижных игр, танцев - это облегчит переход к занятиям, не требующим физической активности.

Подбор музыкального репертуара требует особого индивидуального подхода, т. к. реакции ребенка на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога, другим нравятся фонограммы.

Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РАС. Любая перемена может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому важно сохранять в целом, ту обстановку, к которой ребенок привык.

Педагог ставит перед собой задачу построить занятия таким образом, чтобы через звуки, музыкальные инструменты, через собственный голос способствовать максимальному раскрытию внутреннего потенциала детей. Но нужно всегда помнить, что к этим детям неприменимы общепризнанные стандарты и нормы.

На музыкально-коррекционных занятиях педагог не ставит себе цель- развитие у детей музыкальных способностей или овладение навыками музыкально-практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности.

Основная коррекционная задача на музыкальных занятиях с детьми с РАС: формирование и развитие слухо - вокальной, слухо - двигательной, зрительно - двигательной координации и возможность в последующем синтезировать их в одной деятельности; с помощью музыки затронуть и возбудить сознательные или бессознательные реакции ребенка, помочь ему наладить разнообразные способы коммуникации. Через слуховое, зрительное и тактильное восприятие, через движения и ритмические упражнения, которые способствуют активизации как когнитивных, так и ментальных процессов, дети учатся распознавать и применять различные эмоции, смягчается их поведение. Используя импровизацию, можно найти понятный и удобный ребенку способ общения, возможность выразиться через творчество. Работа педагога – это всегда в значительной степени импровизация, что не отменяет подготовку и продумывание каждого конкретного занятия. Импровизационная форма занятий требует от музыкального руководителя эмоциональной гибкости, артистичности, интуиции. Ведь каждый ребенок уникален, не похож на других. И к каждому необходимо искать особые подходы, приемы и методы обучения.

Заключение

Положительное коррекционное влияние музыкальных занятий оказывает влияние на развитие таких качеств, как обобщение – применение знаний, полученных на музыкальных занятиях, в различных жизненных ситуациях.

Дети с РАС отличаются от общей массы детей, у них другое восприятие окружающих, они малоэмоциональны, и не выражают потребность в общении. Но, несмотря на индивидуальные особенности, они остаются детьми, а значит, педагог может и должен постараться стать их проводником в большой мир. В руках музыкального руководителя есть прекрасный педагогический инструмент развития воспитанников — это «волшебство музыки». Благодаря ему, можно проложить тропинку даже к самому закрытому детскому сердечку.

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1 1 СЛАЙД. Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях.

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2 8 СЛАЙД. Представляем вашему вниманию акции направленные на окружающий мир. Акция «Засветись в темноте» (дети своими руками изготовили.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в эмоционально-коммуникативном развитии детей с РАС
Опубликовано: 14 декабря 2024 в 12:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в эмоционально-коммуникативном развитии детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Далова Октябрина Хадисовна (УИ 3498006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД