Сергей Трубачев
Консультация «Музыкальное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультации для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников
Музыка – ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребёнка
Публикация «Консультация „Музыкальное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Можно ли назвать любые звуки, звучащие в любой последовательности музыкой? У музыки есть три базовых компонента: звук, ритм, мелодия. Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих.
Звук
Звук, который производим мы, или который поступает из другого источника, как и цвет, люди воспринимают по-разному
Вот несколько примеров звука: стук молотка, жужжание пчел, шум прибоя. Если бы можно было сравнить музыку с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Как и фон в живописи, звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Питая душу, музыка может укрепить ее или разрушить.
Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:
Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они могут услышать в кухне или во дворе?
Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые звуки.
Целью звука является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.
Ритм
Вторым компонентом музыки считается ритм. В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование каких-либо элементов, в нашем случае звуков. Сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком. Например, насколько гудок паровоза долог и равномерен или короток и прерывист? А когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину, или она кажется навязчивой и раздражающей? Это ритм.
В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша.
Экспериментируйте с ритмом и звуком.
Пусть ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном, равномерном, прерывистом.
Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из крана или тиканья часов.
Спросите, могут ли они чувствовать вибрации музыки в своем теле, и если да, то в каком органе? Как разные виды ритма ощущается в их организме? Как их ноги двигаются при различных звуковых темпах?
Попробуйте хлопать в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или топать ногами в ритме любимой музыкальной мелодии. Такие упражнения очень нравятся детям и прекрасно развлекают их.
Мелодия
Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Это та часть музыки, которая описывает горы и долины личного опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и чувствительности. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к метафоре живописи, мелодия будет общим впечатлением от картины после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развить способности самовыражения.
Пусть дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя к звуку эмоции.
Экспериментируйте с эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом и т. п.
Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом и мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.
Мы можем задействовать творческие возможности и воображение для выбора различных стилей музыки, в которых наши дети смогут выражать свои чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать на волю творческие потоки.