Татьяна Ильина
Музыкальное воспитание детей в дошкольном образовтельном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов, эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку. Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение. Между тем, многие недооценивают влияние музыкального воспитание на интеллект ребенка. Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т. д.) - очень сложная координационно-интеллектуальная задача. Музыка помогает и в физическом воспитании детей. Под нее они намного охотнее делают ежедневные физические зарядки, попутно развивая свою физическую координацию [1. С. 25; 2. С. 75].
Публикация «Музыкальное воспитание детей в дошкольном образовтельном учреждении» размещена в разделах
Деятельность по музыкальному воспитанию в детском саду начинается с самых младших групп и продолжается до подгото-вительной. Основное средство музыкального воспитания в детском саду - пение как наиболее оптимальная для детей форма постижения музыки. Подбор песенного репертуара является одной из важнейших задач музыкального руководителя. При этом важно помнить, что ухо современного ребенка помещено в тембровую палитру электронной музыки и лишать его этого на музыкальных занятиях не нужно. Наряду с акустическим сопровождением песен (фортепиано, баян, гитара) дети с интересом относятся к синтезаторным фонограммам. Здесь главное проявлять вкус в аранжировке.
Музыкальное воспитание в детском саду наиболее успешно воспроизводится через движение. Элементы ритмики не только повышают динамичность, но и позволяют лучше усвоить материал. Даже если привлекать к исполнению шумовые инструменты, на которых дети с удовольствием подыгрывают, это уже является привлечением двигательных ощущений [3. С. 42; 4. С. 130].
В детском возрасте остро проявляется потребность, которую психологи обозначают как «потребность в эмоциональном насыщении», в особенности при восприятии произведений искусства, музыки, которая является естественной потребностью детей в смене эмоциональных состояний, в желании пережить разнообразную гамму эмоциональных состояний, испытать новые яркие чувства.
Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель: формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка проблемами в развитии. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей :
- приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художест-венную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки;
- формировать интерес к музыкальному искусству, обес-печивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями;
- обеспечить информационно-познавательные потребно-сти детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыке;
- активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений;
- формировать предпосылки и элементарные музыкально творческие проявления, способности выражения своего Я во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;
осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.
МБДОУ «Детский сад № 108 «Сказка» г. Чебоксары активно работает по развитию музыкотерапии. Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Возникновение музыкотерапии как метода лечения уходит в глубокую древность и непосредственно связано с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.
Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке Древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.
Достоинства музыкотерапии : абсолютная безвредность; легкость и простота применения; возможность контроля; уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
С помощью специально организованных по законам компо-зиции звукосочетаний музыка, организованная по законам пси-хофизиологического воздействия, может успешно отражать и передавать:
- самые различные настроения - радость, веселье, бод-рость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;
- интеллектуальные и волевые процессы - решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;
- обобщенные свойства явлений действительности - силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;
- самые разнообразные характеристики движений - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угло-ватые;
- сакральное воздействие колокольных звонов, как «мо-литвы в звуке», «иконы звучащей», усиливает эффект очищающего воздействия музыкальных тонов.
Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах: прослушивание музыки; хоровое пение; танцы; создание собственных музыкальных произведений и запись их на аудионосители; игра на простых музыкальных инструментах и т. п.
Кроме групповой формы нередко используется индивиду-альная форма влияния на ребенка. В этом случае педагог или психолог взаимодействует с малышом с помощью музыкальных произведений. Обычно такой метод применяется, если у ребенка имеются какие-либо нарушения психики или отклонения в развитии. Нередко такая ситуация возникает после перенесенного малышом стресса, например, связанного с разводом родителей.
Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние как взрослого человека, так и ребенка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под веселую музыку. Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.
К тому же, музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребенка и усилению активности речевых функций. На сегодняшний день многие врачи-логопеды также стараются использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста элементы музыкотерапии, отмечая необычайно высокую эффективность таких занятий.
Также необходимо раскрыть противопоказания музыкоте-рапии. МБДОУ «Детский сад № 108» г. Чебоксары учитывает и противопоказания музыкотерапии таким детям, у которых при-сутствует предрасположенность к судорогам; дети в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма; больные отитом дети, у которых резко нарастает внутричерепное давление.
Таким образом, огромная заслуга музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. Организованный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей процесс овладения музыкальной культурой формирует определённые качества, возрастную динамику интеллектуального и эмоционального развития личности ребёнка.
Литература
1. Андреева, М. Конорова Е. Первые шаги в музыке : метод, пособие: в 2 ч. / М. Андреева, Е. Конорова. - М. : Музыка, 2013. - 152 с.
2. Гришина, Л. «Музыкальное детство» : газета для родителей / Л. Гришина, Е. Дедекина, Е. Киселева // Дошкольное воспитание. -
2012.-№4.- С. 75-79.
3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для среди, проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 416 с.
4. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2013.-207 с