Наталья Аникина
Музыкальное сопровождение театрализованной деятельности как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное сопровождение театрализованной деятельности, как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников
Музыка важная составляющая театральной деятельности у дошкольников. Она задает характер и ритм каждому герою.
Публикация «Музыкальное сопровождение театрализованной деятельности как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников» размещена в разделах
Музыкально- театральная деятельность в детском саду - это фундамент музыкального творчества, посредством которого ребёнок попадает в мир творческих идей, фантазий и музыкальных воображений.
В музыкальной образовательной деятельности использую шедевры инструментальной русской народной, классической и современной музыки, а также музыкальный материал из программы по слушанию О. П. Радыновой «Музыкальное развитие детей». Шесть тем полностью охватывают все задачи, поставленные педагогу по развитию музыкальных и творческих способностей дошкольников. Одна из тем более всего близкая к театральной деятельности - «Сказка в музыке» (С. Прокофьев «Петя и волк»,Сен Санс «Карнавал животных»,Чайковский «Детский альбом»). В процессе театральной деятельности знакомим детей с инструментами симфонического и русского народного оркестров. Театральная деятельность в музыкальном сопровождении эффективное средство формирования основ музыкальной культуры и художественно эстетического вкуса ребенка дошкольного возраста.
Знайте, с помощью оркестра слушать сказку интересней!
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Поэтому, на музыкальных занятиях стараемся определить с детьми настроения музыкальных отрывков, песен, играем в музыкально-дидактическую игру «Какое настроение?», в подвижную игру «Настроенье угадай»).
Малышам присущи актерские способности. Они проявляются в поведении детей с самого раннего возраста. В играх дети стараются как можно полнее удовлетворить свою потребность в драматическом перевоплощении в других людей, в животных, в образы фантастического существа из сказок ( игры: «Море волнуется», «Угадай, кто я»)
Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами (Мы заметили, что чем старше ребёнок, тем больше ему хочется играть разные роли, а также участвовать в различных сценках на утренниках, принимать участие в инсценировке песни, ролевых играх).
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :
• Упражнения на развитие дикции с подключением ритмизированных движений (артикуляционная гимнастика);
• Задания для развития речевой интонационной выразительности;
• Игры-превращения, образные упражнения;
• Упражнения на развитие детской пластики;
• Ритмические минутки;
• Пальчиковая гимнастика, игротренинг;
• Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
• Театральные этюды;
• Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
• Просмотр кукольных спектаклей.
• элементы костюмов и декорации;
• музыкальное оформление;
• различные атрибуты, наглядный материал.
(игры с музыкальным сопровождением Екатерины Железновой «Топ-топ, хлоп-хлоп.)
Театрализованные игры
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребёнку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои вещи, игрушки, мебель. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта.
Особая роль игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному (у них формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра; дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусства в жизни общества)
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Игры делятся на две основные группы : драматизации и режиссёрские.
В играх драматизациях ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербально и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:
• Игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей
• Ролевые диалоги на основе текста
• Инсценировки произведений
• Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям
Игры – импровизации с разыгрыванием сюжета или нескольких сюжетов без предварительной подготовки
В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в ДОУ:
Настольный, плоскостной, объёмный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток)
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое, певческое, музыкально –игровое, танцевальное, сценическое. Дети стремятся к изображению художественного произведения не только как «артисты», но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты» обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребёнка, увлечь детей.
В процессе организации театрализованной игры у детей складываются и осознаются, непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, развиваются организаторские умения и навыки.
Таким образом, театрализованная игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребёнка. Театрализованная игра является прототипом будущей серьёзной деятельности – жизни.