Петрова Евгения
Музыкальное развитие и воспитание в социокультурной образовательной среде с применением инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья рассказывает о музыкальном инструменте, разработанном специально для детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы помочь маленьким музыкантам поверить в свои силы и возможности, раскрасить свою жизнь музыкальными красками. Ее появлению мы обязаны увлеченному музыканту Э. Смеловой, которая разработала инструмент еще в конце прошлого века. Нам осталось лишь научить всех желающих стать настоящими музыкантами.
Публикация «Музыкальное развитие и воспитание в социокультурной образовательной среде с применением инновационных технологий» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Предлагаемая методика – это простота, доступность, результативность, искренняя радость ребёнка. Игра на свирели как активная дыхательная гимнастика способствует оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребёнка, более свободному чтению, улучшению почерка. Игра на свирели даёт удивительные результаты в развитии музыкальных способностей учащихся: улучшается чистота интонирования и качество вокального звука, развивается музыкальная память и вокальное дыхание.
На свирели можно исполнить разные произведения от русских народных попевок до серьёзных классических произведений. В дальнейшем, при желании, можно легко овладеть нотной грамотой.
Целью инновационной деятельности в рамках сетевой инновационной площадки является приобщение широкого круга воспитанников детских садов и школьников к музицированию в ансамбле детских музыкальных инструментов в разнообразных видах данной деятельности (исполнительства, импровизации, элементарного сочинения и аранжировки музыки, вокализации, а также к интонированию в жесте и рисунке и на этой основе формирование интереса к музыкальной деятельности, музыкальных способностей и вкуса, эстетической и нравственной культуры.
Данный вид деятельности не несёт в себе задачи «обучения».
Мы будем при помощи музицирования на свирели Э. Смеловой, в до нотном периоде, развивать музыкальные способности. Прежде всего это развитие певческого дыхания. – Это главная задача. Вместе с этим будем развивать чувство ритма, ведения мелодии, умения слышать других и играть в коллективе. – Это деятельностный подход. Так же выполняем задачи здоровье сберегающего характера и коррекционной направленности.
Начнем с того, что на свирели исполняют музыку не по нотам, а по цифрам. 6 отверстий позволяют играть композиции в тональности соль мажор и ми минор в диапазоне от «ре» 1 октавы до «до» 2 октавы. Маленькие исполнители играют на свирели с первого занятия, что весьма отличается от работы с ее «старшими братьями и сестрами» – инструментами. Знакомство с данным инструментом и небольшой собственный опыт показал, что начинать работать можно с детьми в возрасте 5-6 лет. Ребята с большим удовольствием приходят на занятия, получая великолепный заряд позитива и радости.
Когда мы взяли в руки свирель, с первого занятия поняли, что мы теперь музыканты, которым подвластно изменить настроение слушателей, их взгляд на жизнь, зарядив их добротой и радостью. Первый звук у нас получился слишком яркий и похож на свист, и мы поняли, что очень важно научиться дышать мягко, контролируя выдох. На первых занятиях мы знакомились с длительностями, которые называются не восьмые и четвертные, а «ти-ти» и «та». Закрывая первое отверстие, ритмически верно исполняя первую песенку про ромашку под музыкальное сопровождение, ребята получили огромное удовольствие, уверенность в собственных силах и таланте. Все это стало понятно уже на первом занятии.
Уже очень давно в помощь музыкантам-свирелистам А. И. Конч, отличник просвещения, учитель музыки московской школы, создала 2 базовых тетради, которые назвала «Играем на свирели, рисуем и поем». Именно по ним мы делаем первые шаги в изучении свирели. Конечно, все изучаемые композиции мы обязательно поем, а дома по желанию рисуем спетые и сыгранные песенки. В результате работы у нас должна выработаться подвижная координация движения пальцев, которая должна дополняться танцевальными движениями. Поначалу играть на свирели и исполнять элементарные приседания и наклоны в сторону в ритм музыки очень не просто, но желание быть яркой и артистичной на сцене делают чудеса!
Организация занятий включает в себя: знакомство с инструментом знакомство с правилами обращения со свирелью, гигиенический уход за инструментом, правильную постановку рук и положение рта, а так же постановка целей и задач обучения.
Вокально-хоровая работа: включает вокальную работу над каждым произведением, пропевание трудных интонаций, выработка чистой вокальной интонации.
Работа над дыханием: включает объяснение правильного дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания, работу над освоением приема “передувания”.
Ритмическое развитие предполагает работу над ритмической грамотностью, знакомство с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма.
Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой
интонацией, над унисоном и 2-голосьем.
Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно необходимо проводить работу по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т. д.)
Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого запоминания.
В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на свирели дети узнают, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения. Ученики знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся им грамотно пользоваться. Они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком. Следующий уровень предполагает, что дети научатся понимать принцип исполнения мелодий “каноном”, овладеют более сложными приемами звукоизвлечения, освоят навык кантиленной игры, научатся объяснять элементарные понятия теории музыки, научаться умению играть “в ансамбле”, обогатят свой духовный мир произведениями классической, народной, джазовой и популярной музыки. Дальнейшая работа предполагает обучение детей умению исполнять 2 и 3 — голосные произведения, овладение навыком исполнения “каноном”, формирование умения подобрать знакомую мелодию и умение самостоятельно импровизировать.
Отдельное слово хотелось бы сказать о концертной деятельности, которая должна быть обязательной. Выступление – это не только огромный стимул для участников ансамбля, но большой творческий выход и колоссальный труд. Многие воспитанники, которые боялись публичных выступлений, сцены как таковой, успешно справляются с этой проблемой. Вера в себя, в свои силы и талант помогают учиться, быть яркими, уверенными и успешными. И вот здесь зарождается уверенность, раскрывается артистизм, умение держать себя на сцене, улыбаться и радовать зрителей. И для меня неважно, пойдут ли мои воспитанники дальше по «дороге музыки» или нет, но в одном я уверенна –из них получатся тонко чувствующие дружбу и доброту, трудолюбивые, яркие, умеющие нести себя людям творцы новой раскрашенной разными красками жизни! А поможет нам маленький детский инструмент – СВИРЕЛЬ.
Предполагаемый результат реализации проекта будет способствовать:
Развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке
Положительно-эмоциональному и осознанному отношению к музыкальным произведениям классической и народной музыки
Вовлечению каждого ребёнка в творческую деятельность
Сформированным у детей представлениям о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров, их основными группами
Развитию музыкальной личности : мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками
Желанию детей старшего дошкольного возраста в творческом самовыражении, сочинительстве, совместном музицировании.