Светлана Жиганова
Конспект музыкальной НОД в средней группе «В гости к Машеньке»
Конспект музыкального занятия с детьми средней группы «В гости к Машеньке»
Цель. Приобщение детей к ценностям традиционной русской культуры, поддержание интереса к различным видам музыкальной деятельности.
Задачи.
Публикация «Конспект музыкальной НОД в средней группе „В гости к Машеньке“» размещена в разделах
Учить активно воспринимать музыку посредством использования музыкального фольклора;
Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
Развивать песенную творческую фантазию, умение сочинять свою мелодию для песенки птенчиков;
Формировать звуковысотный, ритмический слух, умение передавать через движения характер музыки, менять движения в соответствии с музыкальными фразами;
Продолжать учить свободно ориентироваться в пространстве.
Материал и оборудование.
Техническое оснащение: мультимедийный экран и компьютер, музыкальный центр;
Музыкальный материал (аудиозаписи): песня «Осень наступила», шум дождя, песни из м/ф «Маша и медведь»;
Демонстрационный материал: карточки, изображающие матрешек для ориентировки в зале (врассыпную, парами, в колонну, в круг);
карточки с изображением мам птиц и их птенцов по количеству детей, музыкальная лесенка.
Ход занятия
Дети под музыку заходят в зал, садятся на стульчики, здороваются друг с другом и педагогом песенкой-приветствием.
Песня-приветствие «Здравствуйте»
Слайд 1. Маша в деревне.
Музыкальный руководитель. Ребята, вы знаете, кто нас сегодня приглашает в гости? Девочка Маша из мультфильма «Маша и Медведь». У нее дома живут разные домашние животные и птицы, и она хочет нас с ними познакомить.
Музыкальный руководитель. На чем можно поехать в гости в деревню? (Ответы детей.) Соня предлагает на поезде. Согласны? Встаньте точно так же, как Матрешки.
Слайд 2. Матрешки 5-6.
Музыкальный руководитель. Садитесь в вагончики, а машинистом будет Егорка.
Слайд 3. Паровозик в лесу.
Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд».
Музыкальный руководитель: Уважаемые пассажиры, просьба занять свои вагончики, наш веселый поезд отправляется в путь!
• Дети строятся друг за другом, руки кладут на плечи впередистоящему ребенку. Педагог стоит впереди «паровоза». Акцентируем: аккуратно, нежно держим за плечики.
«Поймали» носиком «кусочек воздуха» и как настоящие паровозы выпускаем ротиком пар: «Ту-ту-у-у-у-у!». Давайте еще разок и еще раз!
• Глубокий вдох через нос, выдох ртом. Это упражнение улучшает концентрацию. Проводится несколько раз, чтобы все дети подключились к выполнению задания.
Итак, в путь! Ротики широко улыбаются, глазки сверкают, освещаем путь своим хорошим настроением! Громко ножками топаем, чтобы все-все нас услышали!
• Настраиваем детей на успешное занятие!
Поезд ехал-ехал-ехал,
И колесами стучал!
Наконец-то он приехал
И ребят в кружок собрал!
Слайд 4.
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, мы приехали в лес на полянку. Хотите услышать звуки леса?
Проводится музыкально-ритмическая игра «Звуки леса»
Ранним утром на рассвете
Шур- шур- шур, шур- шур- шур, трем ладошки
Толи аист, толи ветер,
Шур- шур- шур, шур- шур- шур.
И по лесу слухи – слухи, ударяем по коленкам ладошками,
Дзынь – ля – ля, дзынь – ля – ля, потряхиваем кисти рук
Полетели, словно мухи,
Дзынь – ля – ля, дзынь – ля – ля.
Полетел среди берез, голос
Ааааааа,Аааааа,
Новость свежую принес,
ааааАААА, ааааА,
Покатился лесом гул, стучим кулачками
Гу- гу- гу, гу- гу- гу,
То, спросонья лес вздохнул вздох
ааааааах.
И посыпалась роса, стучим пальчиками по коленям
Динь- дилинь, динь- дилинь,
Зазвенели голоса- ААААА кластер
Музыкальный руководитель. А сейчас нам пора дальше ехать, нас Машенька в гости ждет.
Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд».
Слайд 5. Паровозик в лесу.
Слайд 6. Маша встречает детей.
Музыкальный руководитель. Вот мы и приехали.
Слайд 7. Домик Маши с домашними животными.
Музыкальный руководитель. Посмотрите на экран и скажите, кто живет у Маши дома. (Дети отвечают, что это кошка, курочка с цыплятами и утка с утятами.)
Кот Васька – это первое домашнее животное, с которым хочет познакомить нас Маша.
Слайд 8. Кот Васька.
Музыкальный руководитель. Как он мяукает? (Дети отвечают.) У каждого из вас кота получился свой голос и свой характер. А сейчас покажите, пожалуйста, как мяукает кот Васька, когда он находится в добром настроении, например, греется на солнышке. (Дети ласково и нежно мяукают).
Музыкальный руководитель. А каким станет голос Васьки, когда он расстроен. Представьте, например, что у него закончилось молоко или убежала мышка.
Обратите внимание, что голос у кота изменится. А каким он станет, если Васька злится? (Дети мяукают резко и грубо).
Музыкальный руководитель. Вы уже знаете, что человек, который пишет музыку, называется … (композитор). А еще есть народная музыка, которую сочинили люди, жившие очень-очень давно. Каждый, кто слушал такую музыку, добавлял в нее что-то свое. И поэтому первоначальное авторство забылось. Сегодня я хочу познакомить вас с русской народной песней «Ходит Васька серенький». Слушайте ее внимательно и услышите, как меняется характер и поведение кота (См. рис. 2)
Слайд 9. Кот и мышки.
Слушание русской народной песни «Ходит Васька серенький»
Музыкальный руководитель. Ребята, подскажите мне, какая звучала музыка? (Исполняет фрагменты музыкального произведения).
Сначала музыка была спокойная, плавная – это Васька ходил, умывался.
Потом кот неслышно обходил дом – и музыка зазвучала осторожнее, тише.
А в конце песни кот Васька грозил мышкам – и музыка стала смелая, храбрая, решительная.
Понравилась вам песня? Давайте я еще ее спою для вас на следующем занятии.
Раздается шум дождя в звукозаписи.
Слайд 10. Домик Маши, дождь.
Музыкальный руководитель. Вот и дождь начался, кот Васька спрятался. Дети, давайте споем песню про осенний дождик.
Дети исполняют песню «Осень наступила» .
Слайд 11. Домик Маши. Нет птенцов.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята, хорошо песню исполнили. Дождик закончился. Ой, посмотрите, кого-то не хватает на рисунке после дождика? (Дети отвечают, что нет птенчиков). Да, ребята, птенцы, наверное, испугались дождя и спрятались. Давайте позовем их.
Слайды 12-15. Курица, утка, гусыня.
Музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?»
Воспитатель предлагает каждому ребенку взять карточку с изображением цыпленка, утенка или гусенка. Музыкальный руководитель демонстрирует слайд с изображением мамы-курицы и поет на ноте «до» первой октавы: «Где мои ребятки? Ко-ко-ко». Дети, у которых карточки с цыплятами, поют на ноте «соль» первой октавы: «Мамочка, мы здесь. Ко-ко-ко». Дальше своих птенцов ищет мама-утка и мама-гусыня.
Слайд 16. Домик Маши. Все домашние животные на месте.
Музыкальный руководитель. Все птицы нашлись. Обрадовалась Маша, и ей захотелось вместе с вами поплясать. Выходите, ребята, на «Парную пляску».
Дети исполняют «Парную пляску» лит. нар. мел. обр. Т. Попатенко (Сб. «Музыка в детском саду: песни, игры, пьесы для детей 4-5 лет» Сост. Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Москва, 1967 г.)
Слайд 17. Кот Васька.
Музыкальный руководитель. Машин кот Васька очень хочет, чтобы вы поиграли с ним.
Музыкально-ритмическая игра «Хитрый кот».
На вступление выходит кот, присаживается посреди играющих на корточки. Дети-мышки гуляют по залу и поют. С окончанием песни кот ловит мышек. Игру повторить 2 – 3 раза со сменой ведущих.
Слайд 18. Маша с петушком.
Музыкальный руководитель. Очень весело играть во дворе у Маши, но нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с Машенькой, спойте ей «До свидания». На чем мы поедем обратно? Встаньте друг за другом - наш поезд отправляется в детский сад.
Слайд 19. Паровозик едет по лесу.
Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд».
Дети, как в начале занятия, встают друг за другом, кладут руки на плечи впередистоящему и топающим шагом идут по залу под музыку «Паровоз» Л. Компанейца.
Слайды 20. Детский сад.
Музыкальный руководитель. Мы вернулись в детский сад. Давайте встанем в круг, и вы скажете: понравилось ли вам наше путешествие к Маше? А может быть, в следующий раз Маша нас позовет в гости к самому медведю Мише. Давайте на прощание все вместе негромко скажем: «Мы молодцы». (Дети произносят фразу.) А теперь скажите ее чуть громче, и еще громче. Вы, действительно, молодцы!
(Дети уходят из зала под музыку из мультфильма «Маша и медведь»).