Галина Мулькаманова
Музыкально — ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №170 общеразвивающего вида» города Магнитогорска
Музыкально – ритмические движения как средство развития
чувства ритма у детей
(мастер-класс)
Выполнила:
Мулькаманова Г. Б.
первой квалификационной категории
Магнитогорск
2021
Публикация «Музыкально — ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых организмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.
Развивая у детей чувство ритма, я большое внимание уделяю музыкальному движению. По тому, как ребёнок двигается, импровизирует под музыку, передавая определённый образ, насколько выразительны его движения, определяю степень развития чувства ритма. Музыкальное движение я рассматриваю как средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти. Считаю, что для ребёнка необходимо музыкальное движение, так как оно развивает и укрепляет весь детский организм – укрепляет мышцы, улучшает кровообращение, дыхательные процессы, развивает мускулатуру. Вижу, что сам процесс движения под музыку приносит детям радость, положительно сказывается на психическом здоровье детей, помогает раскрепоститься, обрести уверенность в себе.
Правильно подобранная музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, способствующим развитию чувства ритма.
[b]На птичьем дворе[/b]
Ходит по двору петух,
(Дети ходят по кругу, высоко поднимая колени, взмахивая руками, словно крыльями.)
У него отличный слух.
Звонко песенку поет,
Курочек к себе зовет:
«Ку-ка-ре-ку!»
(Поют, остановившись и ударяя ладонями по бедрам.)
Курочки – пеструшки,
Курочки – несушки
Ходят – бродят не спеша,
Ищут в травке червяка.
(«Гребут землю» то одной ногой, то другой.)
«Ко-ко-ко-ко!»
(Поют, взмахивая руками.)
Желтые комочки
(Легкий бег на носках, ладони лежат на плечах.)
Ходят с мамой – квочкой,
Любят прятаться в траве –
Не найдете их нигде.
«Пи-пи-пи-пи!»
(Поют, присев на корточки.)
Уточки на пруд идут,
(Ходьба на прямых ногах, руки опущены вдоль туловища, кисти параллельны полу.)
Тоже песенку поют:
«Разморила нас жара,
Плавать уточкам пора.
«Кря-кря-кря-кря!»
(Поют стоя, покачиваясь с ноги на ногу.)
Гуси, голову подняв,
(Ходьба, голова поднята вверх, руки за спиной.)
Клювы к солнышку задрав,
Важно вышли на луга
И запели: «Га-га-га!
Га-га-га-га!»
(Поют с наклоном головы на каждый слог.)
Вот какой наш птичий двор,
(Ходьба по кругу, взявшись за руки.)
Вот какой наш птичий хор,
«Пи-пи-пи! Кря-кря-кря!
Ко-ко-ко-ко! Га-га-га!
Ку-ку-ре-ку!»
(Поют, выполняя соответствующие каждой птице движения.
Телесные игры позволяют ребенку ощутить темп через свои внутренние ощущения. Скорость движения музыки малыш лучше всего поймет, если прочувствует ее своим телом. Примером может служить игра «Мы едем на автобусе». Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в автобусе – на стульчиках. Автобус набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее.
Коллективные игры на скорость движения дают возможность каждому ребенку почувствовать себя членом коллектива и выполнять движения вместе со всеми. Например, в игре «Поезд» дети встают в колонну за ведущим педагогом, кладут руки на плечи впереди стоящего ребенка и начинают движение топающим шагом за «машинистом», координируя его друг с другом, в соответствии с ускорением и замедлением темпа песни.
На занятиях часто применяю «звучащие жесты», элементарные звуко – двигательные выразительные средства. Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. Звучащие жесты я использую, как сопровождение в речевых упражнениях, в пении, в музицировании на детских музыкальных инструментах. Они идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как эти «инструменты» всегда под рукой. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок, составлять из них ритмо – двигательные партитуры. Именно в звучащих жестах полезно прорабатывать различные ритмические фигуры прежде, чем переносить их исполнение на ударные инструменты.
Звучащие жесты доступны всем, на занятиях видно, что они доставляют радость детям, В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса. Кроме того, считаю, что использование на занятиях звучащих жестов, способствую развитию внимания и координации у детей, что помогает в дальнейшем при обучении игре на музыкальных инструментах и танцах. В упражнениях я использую обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы.
Такие задания выполняю с детьми в течение года («Хлопаем в такт», «Шагаем под музыку»). Также предлагаю услышать и передать в хлопках «как бьется сердце музыки» – метрическую пульсацию. С детскими музыкальными инструментами даю такие задания, как «Украсим музыку для собачки, мышки, кошечки и т. д.», где нужно уловить и воспроизвести метрический пульс на ударных инструментах.
Для восприятия метра речи я подбираю такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс. При воспроизведении метрического пульса шагами, первоначально использую ходьбу на месте, детям также предлагаю разделиться на 2 группы: одна группа исполняет метрическую пульсацию шагами, другая группа – чёткой речью или игрой на инструментах. С второго-третьего занятия ввожу длительности – четверти и восьмые. С детьми учимся воспроизводить ритм «шага» и «бега» в таких упражнениях и играх, как «Люди шагают и бегают», «Большие и маленькие капельки». Первоначально чередование ритма «шага» и «бега» осваиваем в хлопках, затем на музыкальных инструментах, и только после этого – в движении.
Хлоп – шлеп
1. Хлоп – хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп Дети хлопают в ладоши.
Хлопают хлопушки.
Хлоп – хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп,
Слушают их ушки. Тянут себя за мочки ушей
2. Шлеп – шлеп – шлеп, шлеп – шлеп – шлеп, Хлопают ладонями по коленям.
Шлепают шлепушки.
Шлеп – шлеп – шлеп, шлеп – шлеп – шлеп.
Слушают их ушки.
Тянут себя за мочки ушей
3. Топ – топ – топ, топ – топ – топ, Топают ногами
Топай топотушки.
Топ – топ – топ, топ – топ – топ.
Слушают их ушки. Тянут себя за мочки ушей
4. Щелк – щелк – щелк, щелк – щелк – щелк, и т. д. Щелкают пальчиками.
5. Бом –бом- бом, бом – бом – бом, и т. д. Стучат кулачками по бедрам
Игры с инструментами
При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Лесной оркестр
Серый зайка музыкант, он играет в барабан…
Бум – бум, бум – бум, бум – бум, бум – бум!
ребенок – зайка играет ритмично на барабане.
А белочки – резвушки, озорные погремушки…
Дзинь – дзинь, дзинь – дзинь, дзинь – дзинь, дзинь – дзинь!
ребенок – белочка играет на погремушках
Тут лисичка к нам пришла, колокольчики взяла….
Динь – дон, динь – дон, динь – дон, динь – дон!
ребенок – лисичка играет на колокольчиках
Мишка ложками стучит, всех зверей он веселит….
Тук – тук, тук – тук, тук – тук, тук – тук!
Эй, лесные музыканты! Все отличные таланты!
Не сидите, не скучайте, вместе дружно заиграйте!
(Все дети играют на музыкальных инструментах)
Не зевай
Задачи: научить детей воспринимать и правильно передавать несложный ритмический рисунок, развивать память.
Раз, два, три, (ребенок исполняет на муз. инструменте ритм)
Не зевай! (Передает соседу муз. инструмент)
Поиграл – (выполняет действия первой строки)
Передай! (передают следующему соседу)
Раз, два, три, (выполняет действия первой строки)
Не спеши! (передают следующему соседу)
Как играть – (выполняет действия первой строки)
Покажи!
Оборудование: любой музыкальный инструмент.
Правила игры: дети сидят на ковре, одному из ребят педагог дает музыкальный инструмент. Под текст дети выполняют задание, у кого остался музыкальный инструмент, придумывает свой ритмический рисунок, а дети повторяют его хлопками.
Считаю особенно важным, чтобы занятия по развитию чувства ритма проходили в непринужденном игровом характере, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценки.
Все полученные знания отрабатываю с детьми в специальных упражнениях, а приобретённые навыки закрепляю в ритмических играх и упражнениях не только в рамках музыкальных занятий, но и в группе в совместной и самостоятельной деятельности.