Наталья Гуляева
Музыкально-инструментальный проект «Первая ступень»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально - инструментальный проект «Первая ступенька»
"Музыка сопровождает человека в течение всей жизни.
Без музыки трудно представить себе жизнь человека.
Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна.
Людям нужны все виды музыки - от простого напева
до звучания огромного симфонического оркестра
От незатейливой популярной песенки
до бетховенских сонат» Д. Д. Шостакович
Темочки:
- Музыка. Проекты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного инструментального музицирования в детском саду. Какое содержание вкладывается нами в данное занятие? Под термином «коллективное инструментальное музицирование» мы подразумеваем музыкально – исполнительскую деятельность в оркестре. Которая позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности исполнителей разного возраста.
В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.
Традиционные программы по музыке не достаточно уделяют внимания разделу: «Игра на музыкальных инструментах» поэтому возникла необходимость разработать музыкально инструментальный проект «Первая ступенька» для детей средней, старшей, подготовительных групп.
Данный проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития интереса к основам музыкальной грамоты, чувства ритма, слуха, музыкального творчества.
Игра на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыке,
способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет
музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Актуальность
Из поколения в поколения передавалась народная мудрость, как говорят из уст в уста, устное народное творчество, народная музыка - и эта преемственность может прерваться, если только мы не будем прививать у детей уважение и любовь к русскому фольклору
Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Это одна из актуальных проблем сегодняшнего дня
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, игре на музыкальных инструментах хотелось бы отвести особую роль. Музыкальные инструменты вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются в семье, в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.
Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов заинтересовать детей, побудить к занятиям музыкой.
Ребята учатся играть знакомые напевы, построенные на материале народных потешек, попевок, мелодий, импровизировать несложные ритмы, петь и подыгрывать себе и т. д.
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!
Музыкально-инструментальный проект «Первая ступенька» дополняет музыкальные НОД в ДОУ и имеет цель расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Вид проекта : познавательный, обучающий, творческий.
Продолжительность: долгосрочный три года (средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель проекта : Раскрывать музыкальные и творческие способности через игру на детских музыкальных инструментах.
Задачи проекта :
Обучающие:
Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра (ансамбля);
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению музыкальных инструментов.
Развивающие:
Развивать тонкость и чуткость музыкального слуха, мышление и воображение.
Развивать чувство ритма.
Развивать у детей чувство уверенности в себе.
Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
Воспитательные:
Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели
Участники проекта :
Дети, воспитатели, родители
Формы работы:
музыкальное занятие
индивидуальное занятие
подгрупповое занятие
дидактические игры
индивидуальные консультации
Совместная деятельность воспитателя с детьми (музицирование в групповой и индивидуальной деятельности)
Совместная деятельность родителей с детьми (музицирование в детском саду и дома)
Проект состоит из 3х основных этапов:
Подготовительный этап (сентябрь).
Диагностика музыкальных способностей детей на начало учебного года. Организационное занятие. Беседа с детьми о предстоящей деятельности.
Практический этап (октябрь – апрель.)
Обучающий процесс, в виде занятий 1 раз в неделю (36 занятий в год).
Заключительный этап (май).
Диагностика музыкальных способностей на конец учебного года. Итоговое мероприятие: «Звонкие свистульки», отчетный концерт музыкально инструментальной деятельности (групповое выступление детей, семейное музицирование)
Практический этап состоит из тематических разделов:
«Знакомство с инструментами и оркестрами» - знакомство с различными инструментами, историей создания, с видами оркестров.
«Элементарные музыкальные знания» - уметь различать звуки по высоте, длительности, динамике, уметь проигрывать ритмические формулы, музыкально-дидактические игры.
«Игра на музыкальных инструментах» обучение приемам игры на инструменте, разучивание музыкальных партий, умение играть в ансамбле (оркестре, музицирование.
«Творческое задание» инструментальная импровизация, изготовление музыкальных инструментов «своими руками», озвучивание р. н. сказок, танцевальные композиции с инструментами и т. д.
Принципы построения проекта
Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:
- личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;
- системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;
- ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.
Исследование проблемы:
Общественное мнение (социальный опрос)
Анкетирование
Мы выяснили, что знают о русской народной (фольклорной) музыке люди разного возраста. С этой целью провели небольшое социологическое исследование среди разновозрастных групп: детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет («Детский сад №1»п. Палатка людей среднего возраста (25 - 40, людей старшего возраста (40- 50) Анкетирование прилагается.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:
-Музыкальная непосредственная образовательная деятельность;
-театральная деятельность;
-выступления на праздниках;
кружковая работа;
В разных видах деятельности:
-пение;
-слушание музыки;
-музыкально – ритмическое движение;
Применение детских музыкальных инструментов (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Содержание проекта ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка. При проведении педагогических мероприятий широко используется технология Н. Е. Щурковой «Создание ситуации успеха», что способствует становлению ребёнка как личности.
Расширяя кругозор детей, знания о русских музыкальных инструментах и в целом о русской народной культуре использую такие формы: беседа; рассматривание подлинных русских народных инструментов; слушание народных музыкальных произведений, просмотр выступлений учащихся музыкальной школы; знакомство с русским народным костюмом; знакомство с народными промыслами; рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов; просмотр видеофильмов и прослушивание фонограмм, экскурсии в музыкальную школу, организация фотовыставок; изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
Направления работы:
- Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.)
- Самостоятельное исполнение произведений на детских музыкальных
инструментах.
- Развитие творческих способностей.
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учётом возрастных, индивидуальных способностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
Ожидаемые результаты:
1. У детей будет развит познавательный интерес, представление о музыке.
2. Появится положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям.
3. Дети с готовностью будут воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
4. Каждый ребёнок будет вовлечен в творческую деятельность.
5. У детей сформируются представления о разнообразии музыкальных инструментов.
Сотрудничество с родителями:
В рамках проекта используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:
- проведение совместных мероприятий;
- участие в концертах, конкурсах, выставках;
Основные направления работы с детьми.
1. Организованные формы обучения на НОД.
2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
3. Самостоятельная деятельность ребёнка.
4. Познавательная деятельность.
5. Речевая деятельность.
6. Художественная деятельность.
7. Продуктивная деятельность.
8. Игровая деятельность.
9. Музыкальные праздники и развлечения.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Музыкальные уголки во всех возрастных группах.
2. Музыкальные инструменты : фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, бубны.
3. Коллекция детских музыкальных инструментов : металлофоны, аккордеоны, гармони, бубны, духовые, шумовые.
4. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, СД - диски.
5. Технические средства: телевизор, музыкальный центр, магнитофон, компьютер.
Методическое сопровождение проекта.
1. Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
2. Консультативный материал для родителей.
3. Картотека игр.
4. Подборка музыкальных загадок.
5. Подборка стихов о музыке.
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап (сентябрь 2015 г.)
1. Подбор методической, художественной и познавательной литературы по теме проекта;
2. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн - презентаций;
3. Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта :
- наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло и/или в оркестре.
- дидактические: карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о музыкальном инструменте, таблица "Виды музыкальных инструментов")
- музыкально-дидактические игры, творческие игры:
"Музыкальные инструменты"
"Музыкальные кроссворды"
Музыкальная посылка»
2. Продуктивный или исследовательский этап (октябрь 2015 г. – апрель 2018 г.)
1. Познавательное развитие
- просмотр иллюстраций, фотографий, картин с изображением музыкальных инструментов и музыкантами, играющих на них соло и/ или в оркестре
- оформление альбома "Музыкальные инструменты" (история музыкальных инструментов,)
- организация экскурсии в Детскую музыкальную школу искусств
-просмотр слайд - презентаций: "Какие бывают инструменты",
2. Социально - коммуникативное развитие
- беседа с детьми: "Какие бывают музыкальные инструменты"
- рассказ-сообщение об истории возникновения музыкальных инструментов
- организация и проведение творческо-речевых игр
- загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты
- разгадывание музыкальных кроссвордов, ребусов
- создание условий в группах детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей
- проведение сюжетно-ролевых игр:
"Идем на концерт"
" Магазин музыкальных инструментов"
- беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)
- беседа с детьми о профессиях людей связанных с музыкальными инструментами.
- организация конкурса среди родителей с детьми на изготовление самодельных музыкальных инструментов
3. Художественно - эстетическое развитие
- слушание дисков знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах :
- музыкально-дидактические игры :
"Угадай, на чем играю";
" Наш Оркестр";
"Совушка - Сова";
"Музыкальный Ёжик";
"Подбери инструмент";
"Музыкальная лесенка";
"Солнышко и Туча"
"Весёлая дудочка!"
- разучивание и исполнение русских народных пьес на музыкальных инструментах
- рисование и раскрашивание картинок с детскими музыкальными инструментами;
- рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты.
4. Речевое развитие
- чтение стихов и сказок о музыкальных инструментах
- чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты
("Дудочка и кувшинчик", "Бременские музыканты", "Гусли-самогуды", "Садко")
5. Физическое развитие
- использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности
3. Заключительный этап (апрель 2018 г.)
Концерт с участием оркестра детских музыкальных инструментов