Кольцовская Ирина, к.п.н.
Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Среда организованной музыкально-творческой деятельности
в ДОО.
Данная среда создается на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем, а также на дополнительных занятиях – в музыкальной студии, музыкальной гостиной, в музыкальном театре и т. п.
Публикация «Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОО» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Обогащенная среда музыкального занятия предполагает единство музыкальных, социальных и предметных условий, факторов и средств, обеспечивающих разнообразную музыкально-творческую деятельность ребенка. Особенность среды музыкальных занятий заключается в том, что именно здесь дети впервые знакомятся с нею: слушают впервые музыку, песни, играют, танцуют. В деятельности педагогов используются различные пособия, игрушки, музыкальные детские инструменты и т. д. Музыка, которую дети впервые услышали на занятии, должна восхитить детей, затронуть их чувства и душу, тогда им захочется услышать ее еще и еще раз. Музыкальные впечатления должны остаться у детей хотя бы на ближайшее время. Пособия, игры, упражнения, инструменты, используемые детьми на занятиях, – все должно привлекать детей, прежде всего своей эстетикой, затем функциональностью. Возможность пользоваться ими у каждого ребенка небольшая, поэтому все пособия (точнее, их копии) должны передаваться в группу, чтобы каждый мог удовлетворить свою потребность в игре с данной игрой, пособием. На занятии среда должна объективно – через свое содержание – создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребенка, стимулирующей развитие креативности.
Исходное требование к среде – ее проблематичность и развивающий характер: она через свое содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребенка, стимулирующей развитие его креативности.
Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды (музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и дидактические материалы, элементы костюмы и т. д.). Все эти предметные компоненты, аудио-, видео-, тактильные составляющие среды представляют информацию в виде знаково-символических форм, познавая которые ребенок творчески конструирует свой музыкальный мир. К данному фактору относится и музыкальный репертуар, который музыкальный руководитель выбирает и использует в соответствии с программой музыкального образования. Дети также выбирают из предложенных 2- х, 3-х произведений одно, которое им наиболее понравилось, далее они будут слушать его с удовольствием.
Очень важен в этой среде эмоциональный настрой на творчество, заинтересованность в музыкально-творческой деятельности. На занятиях группах дошкольного возраста детям предлагаются музыкально–творческие задания, способствующие развитию детского музыкального творчества : песенного, музыкально-игрового, танцевального. Затем игровые карточки большинства из них постепенно передаются педагогом в нерегламентированную деятельности детей, которые также будут содействовать развитию музыкального творчества в их повседневной жизнедеятельности.
Социальный фактор проявляется в том, что и организатором среды, и ее компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность детей протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослые являются образцом для подражания, носителем музыкальной культуры. Они постоянно создают на занятиях игровые ситуации, в которых ребенок, используя музыкальные игрушки, пособия, выполняет творческие задания. Социальным компонентом являются и сверстники ребенка, которые выступают партнерами в совместной музыкально-творческой деятельности, но могут быть и образцами для подражания.
Эмоциональный фон данной среды включает психологический комфорт, настрой на активную познавательную деятельность и одновременно требовательность, уважение к правилам, которые «любит» музыка (например, музыка «любит» тишину). Большое значение для детей имеет эмоциональность исполнения музыкальных произведений педагогом: ребенок должен получить истинное эстетическое наслаждение, тогда ему будет понятно эмоционально-образное содержание музыкального произведения. Нельзя заставить ребенка полюбить музыку, ею можно только увлечь.
Содержание, разработанное, с учетом деятельностно-возрастного системного подхода С. Л. Новоселовой, отражает весь спектр детской музыкальной деятельности.
Блоки компонентов музыкально-образовательной среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество, каждый предусматривает ориентацию на целостность представления в среде каждого вида детской музыкальной деятельности :
восприятие музыки - пособия, помогающие детям воспринимать произведения, предназначенные для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданных для развития музыкально-сенсорного восприятия детей);
воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к певческой деятельности : к восприятию песен, к овладению творческим певческим выразительным исполнением; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности : к восприятию музыки для игры или танца, к освоению творческой выразительностью танца и т. п. ; пособия, помогающие восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств : (магнитофон) и набор кассет (дисков) к нему и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон) и др.
Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью : она должна соответствовать возрасту детей и содержанию музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержания среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.
В содержании среды для ребенка должна быть представлена проблемность, которая заключается в том, что ребенок, действуя с знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, проблем, возникающих по ходу музыкальной деятельности.
Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной группы.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность детей в ней. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействие детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами.
Предметная развивающая среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия среды должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.