Юлия Погор
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №141 о. в.» г. Магнитогорска
Погор Юлия Евгеньевна
«Игра развивает индивидуальность;
играя, ребёнок учится воспроизводить
свои впечатления и идеи, поэтому игра –
Публикация «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
могущественное орудие для укрепления способностей
мыслить и для развития сознания»
Э. Жак-Далькроз.
Прежде чем перейти к механизму влияния музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, необходимо понять, что же такое музыкальные способности и, что такое музыкально-дидактическая игра. Музыкальные способности, в широком смысле – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности. Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста – это прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной). Каким образом игра может влиять на развитие этих способностей?
Дело в том, что музыкально-дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей. Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
- обучающей задачи;
- содержания;
- правил;
- игровых действий.
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальное подчинено этой задаче и обслуживают ее. Следовательно, если ядро игры – это обучение, то соответственно во время обучения происходит и развитие тех или иных навыков и умений. Эффективность музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-творческих способностей детей доказана многими педагогами. Механизм воздействия достаточно прост: игра – ведущая деятельность у дошкольников. В процессе игры у детей дошкольного возраста откладываются определенные представления о тех или иных свойствах, предметах, действиях. Этот же механизм действует и в процессе использования музыкальным руководителем игр для развития музыкальных способностей детей.
Существует целая классификация музыкально-дидактических игр по развивающим характеристикам :
1. Игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и
динамический). Это такие игры, как «Качели», «Курица», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т. д.
2. Игры, развивающие чувство ритма «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т. д.
3. Игры для развития тембрового слуха : «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т. д.
4. Игры, развивающие динамический слух : «Громко-тихо», «Кто самый
внимательный», «Узнай звучание своего инструмента» и т. д. Материалом для музыкально-дидактических игр являются :
- песни, инструментальные произведения;
- набор музыкальных инструментов;
- наборы музыкальных игрушек, сюжетные игрушки, картинки.
Удачным примером влияния музыкально-дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста (в частности 4-5 лет) является игра «Мышки и Кот». Цель игры : обучение детей постигать выразительные возможности музыки, побуждая к самостоятельному музицированию и созданию выразительного игрового образа. При разучивании текста игры, дети придумывают движения в соответствии с персонажами, имея право выбора (кот или мышка) при этом активизируется и развивается творческая активность. Затем, ребята обыгрывают песенку, выполняя действия в соответствии с развитием сюжета. В данной игре используются известные педагогические методы: наглядно-слуховой метод (исполнительский показ, проблемное использование наглядно-слухового метода (приём побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий, метод обобщения (создание целостного представления о характере музыкального произведения, наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, игрушек).
В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно печатные игры, а также используются и технические средства обучения, интерактивные игры. Дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной к школе группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры.
С целью развития музыкального творчества в старшем дошкольном возрасте использую дидактические игры, положенные на сказочный сюжет.
Используемые формы и методы музыкальной деятельности детей : игры-сказки с музыкально-дидактическими играми предполагают объединение развития музыкальных способностей детей в игре с единым сказочным сюжетом.
Подобные игры легко переносятся в самостоятельную деятельность детей. Дети включаются в сказку, берут на себя некоторые роли или роль ведущего в проведении игр. Ребенок проявляет себя в творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на происходящее в действии, сопереживает, играет. Игры-сказки, разучиваемые с детьми, требуют от педагога такой организации, при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности.
В результате ребенок координирует слух и голос, имеет элементарные музыковедческие представления о свойствах музыкального звука. Переносит накопленный опыт музыкальной деятельности в самостоятельную музыкально-художественную деятельность, общается и взаимодействует со сверстниками. Имеет представление, что музыка связана с другими видами искусства, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства через интонацию. Особенно важна роль музыкально-дидактических игр при
ознакомлении детей с художественной литературой.