Олеся Быкова
Консультация для педагогов «Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте.
С психологической точки зрения, режиссерская игра
представляет собой «воображение в действии»
Е. Е. Кравцова
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия. Режиссерская игра – естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление самостоятельности. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности.
Публикация «Консультация для педагогов „Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Сущность режиссерских игр проявляется в том, что:
• В игре есть мнимая или воображаемая ситуация.
• Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников.
Старший дошкольный возраст – это период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, так как в младшем возрасте это индивидуальная деятельность.
Особенности режиссерской игры в том, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов.
В режиссерской игре речь – главный компонент. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, эмоциональная окрашенность. Дети ведут ролевой диалог и речевое сопровождение действий. Используют речевое планирование игры.
Режиссерская игра способствует развитию сюжетосложения как нового способа построения сюжетной игры, появляются элементы игры - фантазирования.
Дети реализуют себя в позициях: исполнителя, сочинителя, режиссера, зрителя.
Общие задачи развития режиссерской игры в старшем дошкольном возрасте :
1. Обогащение содержания игр детей:
• отражать в играх представления о явлениях социальной действительности и отношениях людей (школа, путешествия и т. д.);
• отражать события из сказок и мультфильмов;
• игры на фантастические темы;
• проявлять оригинальность игровых замыслов.
2. Освоение основных умений связанных ведущим способом построения игр:
• строить игру на основе совместного со сверстниками сюжетосложения;
• проявлять инициативу в выборе темы, роли, сюжета;
• самостоятельно создавать игровую обстановку, изготавливать игрушки самоделки, предметы заместители;
• творчески передавать в роли действия, отношения, характер, настроение персонажа.
3. Развитие игрового взаимодействия между детьми:
• дополнять замыслы играющих;
• сотрудничать друг с другом.
Сюжетами для старших дошкольников служат :
1. Приключения и путешествия с непредвиденными обстоятельствами:
• зачем, куда, чтобы найти, помочь, отдохнуть, повидаться;
• выбор транспорта для путешествия;
• что возьмем с собой, что случится, какие произойдут происшествия, истории; их можно записать, зарисовать, изготовить книгу.
2. Игра в сказку может быть, и, наоборот, с продолжением, придумыванием нового окончания сказки.
3. К играм на бытовые темы присоединяются героические сюжеты, романтические, фантастические (воины инопланетяне, принцессы и т. д., игры на основе литературных произведений, мультфильмов и т. д.
Педагогические условия развития режиссерской игры :
1. Создание игрового пространства:
• Может конструироваться на основе полифункционального игрового материала. Использование такого материала поможет ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву.
• В группу можно вносить ширмы, подиумы, домики и т. д.
• Необходимы мелкие игрушки, которые вписываются в игровое поле.
• Игровой материал должен выступать в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества.
2. Обеспечение места для игры.
3. Обеспечение времени для игры.
Воспитатель участвует в игре:
• В качестве зрителя, наблюдателя, который по ходу игры задает вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляет ее, уводит от простого манипулирования предметами: (Что было дальше, Кого они встретили, Что с ними случилось), т. е. воспитатель помощник в реализации детьми игровых замыслов.
• Воспитателю необходимо воздержаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющих детей. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, (Подумай как Незнайка окажется на луне, наводящего вопроса (не пора ли куклам спать).
• Вмешательство в игру должно быть тактичным, учитывать особенности ребенка, иначе игра будет разрушена.
Участие детей в подготовке к игре.
Необходимо вовлекать детей в изготовление игрушек для игры, к оформлению игрушек в соответствии с развитием сюжета режиссерской игры, (фигурки людей, животных, домики, транспорт, уличное оборудование и т. д.).
Перед изготовлением необходимо обсудить его содержание и название вместе с детьми.