Сюзанна Барсегян
Музыкально-дидактические игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкально-дидактические игры
для детей дошкольного возраста»
Автор: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Барсегян Сюзанна Артуровна
Программа музыкального развития дошкольников строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, а это одна из главных задач музыкального воспитания детей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.
Публикация «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на реб нка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Игра представляет собой особую деятельность, которая «расцветает» в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм.
Дидактические игры - разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.
В специальный подраздел выделены музыкально-дидактические игры, в процессе которых развиваются творческие и музыкальные способности. Эти игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Музыкально – дидактические игры можно организовывать на музыкальных и других занятиях, в свободное время, а также в эти игры могут играть дома родители с детьми.
МЛАДШАЯ ГРУППА
«КАК БЕГАЮТ ЗВЕРЯТА»
Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма.
Игровая задача: Выстукивать кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка, соответственно образу животных.
Игровые правила: Повторить за воспитателем ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь, заяц, мышка)
«ПЕСЕНКИ-РИТМЫ»
Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма.
Игровая задача: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок
Игровые правила: Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.
«Лошадка»
Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)
Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок
Звонко цокают копытца цок-цок-цок
Приглашают прокатиться цок-цок-цок.
«Воробушки»
Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,
Любят песни распевать бойкие воробушки
Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.
«Неваляшки»
До чего же хороши неваляшки-малыши,
Низко наклоняются, звоном заливаются.
(прохл)Дили-день, дили-день
Могут кланяться весь день,
Вам поклон и нам поклон
(прохл) Дили-дон, дили-дон.
«ВЕСЕЛЫЙ КУБИК»
Дидактическая задача : Развивать звуковысотный слух.
Игровая задача: Уметь подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса.
Игровые правила: Передать звучание голоса животного, чтобы быть понятым героем.
Ход игры : Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:
Кубик детям передай,
Кто пришел к нам угадай!
Ребенок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается («Мяу,мяу») и т. п. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.
«КТО КАК ПОЕТ»
Дидактическая задача : Развивать тембровый слух и музыкальную память.
Игровая задача: Уметь повторить звукоподражания за взрослым.
Игровые правила: Слушать внимательно и запоминать как поет песенку каждый герой.
Ход игры : Воспитатель предлагает свой вариант песенки: куклы –ля-ля-ля, мамы – баю-бай, зайки - тра-та-та, медведя – бум-бум, воробей – чик-чирик и т. д.
«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЕТ ЗАЙЧИК»
Дидактическая задача: Формировать умение различать тембры различных музыкальных инструментов : погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.
Игровая задача: Запоминать звучание каждого инструмента.
Игровые правила: Внимательно слушать какой инструмент играет и помочь герою отгадать.
Ход игры : К детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.
«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ»
Дидактическая задача: Развивать у детей музыкальную память, развивать тембровый слух.
Игровая задача: Связать героев сказок с определенным музыкальным инструментом.
Игровые правила: Запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.
Ход игры : Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.
«БАРАБАНЩИКИ»
Дидактическая задача: Учить различать динамические оттенки: громко, тихо.
Игровая задача: Уметь правильно повторить за воспитателем динамические оттенки.
Игровые правила: Внимательно слушать, чтобы не ошибиться.
Ход игры : Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет, затем – тихо (ребенок повторяет).
«ТИХО-ГРОМКО»
Дидактическая задача: Развивать способность различать звуки по силе звучания.
Игровая задача: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом.
Игровые правила: Внимательно слушать, чтобы не ошибиться.
Ход игры : Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком:
У ребяток ручки хлопают,
Тихо-тихо ручки хлопают,
Громче хлопают,
Сами хлопают,
Вот так хлопают,
Ну и хлопают.