Людмила Шадрина
Музыкально-дидактическая игра «Ритмические рыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет во время непосредственно образовательной музыкальной деятельности, а также во время самостоятельной деятельности детей для закрепления полученных знаний.
Публикация «Музыкально-дидактическая игра „Ритмические рыбки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2017
Пособие адресовано для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений, а также и для родителей.
Вид игры: Игра на развитие чувства ритма.
Дидактические задачи:
- приобщать детей к музыкальному искусству;
- дать основы музыкальной грамоты;
- закрепить знания о музыкальных инструментах: треугольник, металлофон, и способы игры на них;
- развивать ритмическое чувство, внимание, выдержку;
- воспитывать умение играть вместе, подчиняться правилам игры;
Дидактический материал: фигурки рыбок: большие – «четверти», маленькие – «восьмые», карточки с ритмом, музыкальные инструменты: колокольчики с палочками, ложки, треугольник, металлофон.
Правила игры
1 вариант: Число участников - 8 (четыре пары)
Предварительно разучивается песня «Рыбки в пруду». Дети разделены на пары: у одного карточки «ритмы», у другого – колокольчик с палочкой.
Ведущий начинает петь песню, дети подпевают. По окончании песни ведущий простукивает ритм на колокольчике с палочкой простой ритмический рисунок: та - ти- ти – та –та.
Дети, у которых колокольчики с палочками, повторяют за ведущим, дети, у которых рыбки, выкладывают ими ритмический рисунок на столе.
Затем дети проверяют друг друга и меняются ролями. Игра повторяется. Затем можно по желанию выбрать ведущим кого-либо из детей. Выигрывает та пара, у которой было наименьшее количество ошибок.
2 вариант игры. (Играют два человека и ведущий) Ведущий взрослый выкладывает из рыбок ритм знакомой песни. Напоминает детям, что рыбка голубого цвета – это четвертная нотка («Та»). Рыбка красного цвета – это восьмая нотка («ти»). Предлагает детям проиграть вдвоём ритм на колокольчиках. Красный колокольчик - ритм для красной рыбки, голубой колокольчик - ритм для голубых рыбок.
В результате совместного исполнения, дети должны отгадать песню.
3 вариант игры. (Играют взрослый и ребёнок) Взрослый предлагает ребёнку исполнить ритм, выложенный на столе, а ребёнок проигрывает, затем ребёнок выкладывает ритм из рыбок, взрослый проигрывает (Можно использовать музыкальные инструменты: ложки деревянные)
4 вариант игры. Взрослый выкладывает рыбки по цвету и по ритму знакомой песни. Детям раздают колокольчики, они зрительно следят за ритмом и цветом колокольчика. В результате должна получиться мелодия. Немного тренировки и можно украсить оркестровкой на проигрышах в песне, или сделать оркестр из колокольчиков.
5 вариант игры. (Играют 2 человека) Составление ритмов – слов: ведущий предлагает придумать имя, цветок, домашнее животное, и выложить ритм из рыбок (большая рыбка – «Та», маленькая – «ти»);
6 вариант игры. (Играют два человека и взрослый) Игры в «Музыкальной азбуке» Составление ритмов на заданные слова, стихи.
7 вариант игры (Играют два человека) Составление ритмов рыбками по схемам – карточкам, это игра в парах: один составляет ритм, предлагает выбрать музыкальный инструмент (карточки с изображением инструментов, другой выполняет задание.
8 вариант (Играет один ребёнок и взрослый) Взрослый предлагает ребёнку составить из рыбок свой ритм, а затем прохлопав его, сочинить к ритму слова. Например: Та - ти-ти-ти-ти-Та (Холодно, холодно) ти-ти-ти-ти-Та-Та (Ветерочек дует)
9 вариант Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, карточки, изображающие короткие и долгие звуки.
Ход игры. По команде ведущего ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на столе. Карточки (Та – Та –Та –Та) соответствуют редким ударам молоточка, (ти-ти-ти-ти-) частым. Например, ведущий говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает карточки (Та-Та-Та-Та) на столе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает ведущий. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на столе (ти-ти-ти) карточки.
Заключение. Ритмические рыбки сшиты из мягкой ткани, наполнены рисом, косточками вишни, семечками. Рыбки разных цветов: голубые, красные, белые, жёлтые, фиолетовые, оранжевые, синие. Они находятся в коробке, вместе с различными вариантами ритмических рисунков и картинками с изображением инструментов).
Данное дидактическое пособие очень, любимое, оно нравится детям. На музыкальных занятиях, а также в самостоятельной деятельности, в свободной деятельности с удовольствием играют дети и воспитатели с ритмическими рыбками.
Преимущество этой игры состоит в том, что она вызывает интерес у детей за счёт разных вариантов, развивает фантазию, воображение, внимательность, любознательность, работа на сплочённость, умение договариваться.