Наталья Курлова
Музыкально-дидактическая игра для дошкольников «Музыкальная радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыкально-дидактических игр в становлении ребёнка велика. Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками позволяет в простой доступной для детей игровой форме дать преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целую гамму чувств и настроений, передаваемых музыкой. Именно благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные, а также и общие музыкальные способности – чувство ритма и ладовый слух. Известно, что эти способности играют важную роль в музыкальном воспитании дошкольников.
Публикация «Музыкально-дидактическая игра для дошкольников „Музыкальная радуга“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Игры и дидактические пособия с радугой
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Музыкально-дидактические игры позволяют заинтересовать ребёнка, пробудить в нём интерес к музыке. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно активизируют умственную деятельность дошкольников, развивают их самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает уже творческий характер. Это даёт детям возможность для самовыражения и творчества, что тоже важно для становления личности ребёнка.
Музыкально-дидактические игры в первую очередь направлены на развитие музыкальности дошкольников.
«Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей»).
Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности : эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.
Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении, чувство ритма – для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Музыкально-ритмическое чувство является одной из главных музыкальных способностей (Теплов М. Б., Тарасова К. В.)
Музыкально-дидактические игры направлены на развитие этих основных музыкальных способностей, которые необходимы ребёнку для полноценного восприятия музыки, её понимания, а значит, и более гармоничного развития в целом.
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая позволяет совершенствовать процесс развития слухового восприятия. В ходе игры ребёнок всё время должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или определённым действием. Это не происходит автоматически, следовательно, для достижения своей цели музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка. Ребёнок прилагает усилия при каждом повторе музыкально-дидактической игры.
Помимо развития музыкальных способностей, музыкально-дидактические игры помогают в формировании познавательной деятельности ребёнка. Ребёнок накапливает чувственный опыт, происходит его умственное развитие. Также с помощью этого вида игр развиваются сенсорные способности, которые неразрывно связаны с логическим мышлением и умением выражать свои мысли. Ребёнок учится выявлять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Кроме этого, занимательные музыкально-дидактические игры возбуждают у детей интерес к решению задач, так как успешный результат, преодоление трудностей приносят детям удовлетворение. Само увлечение дидактической игрой повышает способность ребёнка к произвольному вниманию, развивает наблюдательность, память.
Достижение поставленной цели в музыкально-дидактической игре также связано и с нравственным воспитанием. Развиваются волевые качества ребёнка, выполнение правил требует самообладания и выдержки, дисциплинированности.
Музыкально-дидактическая игра "Музыкальная радуга"
Атрибуты игры: карточки с изображением детской песни, коробочка, перчатки на каждую руку с пришитыми к ним пуговицами.
Содержание игры:
Одеть ребёнку перчатки с пришитыми к ним пуговицами. На столе перед ребёнком лежат карточки цветной стороной вверх, предложить ему выбрать картинку с понравившимся цветом. На картинке, на внутренне стороне изображена детская песня, ребёнок должен её назвать. После того, как он её назовёт, ему нужно напеть и одновременно простучать ритм песни по коробочке, либо ладошка об ладошку. После этого педагог исполняет песню на музыкальном инструменте, а ребёнок ему подпевает и одновременно простукивает ритм песни.