Дмитриева Эльвира Фазыховна
Музыкально-дидактическая игра как средство развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Важно с самого раннего возраста развивать
музыкальные способности детей, совершенство-
вать музыкальный вкус и слух. Большую помощь
в обучении, сенсорном воспитании детей, в ре-
шении задач их гармоничного развития оказыва-
ют музыкально-дидактические игры.
Музыкально-дидактические игры способст-
Публикация «Музыкально-дидактическая игра как средство развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
вуют формированию у детей умение слушать му-
зыку, различать высоту, тембр, силу и длительность звука, планомерно развивают
высотный и ритмический, дидактический и тембровый слух. А музыкальный слух
позволяет детям проявить себя в самостоятельной музыкальной деятельности.
Музыкально-дидактические игры – одно из средств обучения на музыкаль-
ных занятиях и в быту. Они являются хорошей основой к созданию условий само-
стоятельной деятельности дошкольников. Музыкально-дидактические игры дают
возможность в игровой форме активизировать умственные процессы развивать
музыкальный слух, воспитывать нравственные качества личности.
Учить детей различать звуки по высоте и воспроизводить звуки, контраст-
ные по высоте, начинают во 2 младшей группе.
В процессе музыкально – слухового развития детей наглядность играет важ-
ную роль. Интересный сюжет, игровой момент всегда заинтересовывает ребёнка,
что способствует активизации слухового внимания, улучшению качества пения.
Необходимо варьировать музыкально-дидактические игры, стремиться под-
вести детей к самостоятельному решению игровых действий
Во 2 младшей группе используются музыкально-дидактические игры :
«Птичка и птенчики», «Чей домик», На чём играют», Ветлугиной, «Где мои дет-
ки?», Петушка спрятал игрушки», «Позови матрёшку» и др. Таким образом, во 2
младшей группе закладывается прочный фундамент музыкального развития, твор-
ческого мышления, инициативы, активности на занятиях и в группе, первоначаль-
ных творческих способностей.
Последовательно идет работа в средней и старшей группе. Дети на слух оп-
ределяют направление мелодии и ее скачки, выкладывают на фланелеграфе кру-
жочками рисунок мелодии, сопровождают задание пением и игрой на металлофо-
не. Поэтому в подготовительную группу дети приходят с запасом знаний и уме-
ний.
Для формирования у детей ладотонального слуха, ощущения и нахождения
тоники предлагаются упражнения: «Ученый кузнечик». (Из музыкального буква-
ря Ветлугиной). Возвращаться к этой игре надо неоднократно в течение года.
Используя игровой прием, образное сравнение предлагается игра «Птички
на проводе» на развитие активного слухового внимания, музыкальной памяти. По-
знавательный материал, сочетается с занимательностью, способствует лучшему
усвоению поставленных в игре задач.
Игру «Узнай песенку» дети любят. Эта игра приносит большую пользу де-
тям, которые ранее были недостаточно активны. Вводится и музыкально-
дидактическая игра «Придумай песню и узнай инструмент».
Закрепляя представление детей о ритмических отношениях звуков, умение
точно воспроизвести заданный ритм, предлагается игра «Теремок».
Дети играют в игру «Что я играю?» на определение жанра музыкального
произведения. Предлагается детям самим сочинить свой вальс, марш, польку,
спеть или сыграть на музыкальном инструменте. Все это способствует творческо-
му мышлению детей, развивает самостоятельность.
Но для того, чтобы успешнее осуществлять задачи по развитию музыкально-
го слуха у детей, необходима заинтересованность воспитателей, ведь музыкаль-
ному руководителю без воспитателя труднее организовать детскую самостоятель-
ную музыкальную деятельность. Воспитатель должен хорошо знать программные
требования, ясно представлять цели и задачи музыкального воспитания, знать
свою роль в той или иной музыкально-дидактической игре.
В подготовительной группе воспитатель следит за правильностью выполне-
ния игр, помогает малоактивным, застенчивым детям, включиться в игру, поощря-
ет их.
Для развития у детей самостоятельной инициативы в музыкальной деятель-
ности большое значении имеет оборудование, пособия, которые успешно могут
быть использованы детьми в их творческих проявлениях. Во всех группах обяза-
тельно должны быть музыкальные уголки.
Большое значение имеет и качество оформления игр для сенсорного и эсте-
тического воспитания. Чем больше дети упражняются с дидактическим материа-
лом, тем больше у них развиваются мышление, привычка к самостоятельной ум-
ственной работе, что способствует подготовке ребят к школе.
Таким образом, продуманно и интересно организованные музыкально-
дидактические игры расширяют музыкальные представления детей, способствуют
развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музы-
кальному развитию, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества,