Ольга Батьян
Музыкально-дидактическая игра — как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактическая игра – как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:
• одна из них обучающая, которую преследует взрослый,
другая - игровая, ради которой действует ребенок
Темочки:
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основное назначение музыкально-дидактических игр:
• формировать у детей музыкальные способности,
• в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте,
• развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух,
• побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
• Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.
• В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
• Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Основное назначение музыкально-дидактических игр:
• формировать у детей музыкальные способности,
• в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте,
• развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух,
• побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
• Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.
• В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
• Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
• ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИИ
• Сценарии праздничных утренников включают в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на инструментах оркестром и индивидуально. С детьми всех возрастных групп на праздниках можно проводить музыкально-дидактические игры. В основном они хорошо знакомы детям, но требуют новой формы обыгрывания, особого праздничного оформления.
«Солнышко»
Дидактическая игра на определение высоты звуков,
Цель: развитие звуковысотного слуха детей.
Игровой материал:
Большая картина (фланелеграф, изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа – 8 шт. Размер солнышка соотносится с нотным станом.
Ход игры:
Педагог: Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку.
(Напевает произвольно.)
Я,солнышко лучистое,
Очень-очень чистое!
Люблю я умываться
И в лужицах купаться.
(Говорит.)
Мои детки засмеялись,
По линейкам разбежались.
Помогите их собрать
И по именам назвать.
Я нашла маленькое солнышко (ставит нотку-солнышко на первую линейку, вот оно на первой линейке, а зовут его «ми».
Дети вместе с педагогом пропевают звук. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач.
«Кот и мыши»
Дидактический материал: Маленькие разноцветные текстильные мышки. Корзинка или домик для мышек. Цвета мышек повторяют цвет звукоряда. Набор больших цветных нот. Шапочка Кота.
Цель:
• закрепление имени и месторасположения ноты.
• развитие музыкально-ритмических навыков, навыков чистого интонирования, формирование способностей к драматизации.
Описание игры: Дети выбирают кота. Он отправляется «спать».Дети- мышки. У каждого в руках – мышка определенного цвета. В сторонке, на полу лежат нотки. Это – норки мышей. Осторожно и тихо (как мышки) двигаясь по комнате, дети поют песенку:
«Хитрые мышки тихо очень
В погреб спускаются темной ночью.
Хочется мышкам всем ужасно
Вкусной сметанки, сыра с маслом. (подходят поближе)
Кот-лежебока, что ты не слышишь (грозят пальчиком коту)
Что ты не слышишь, как скребутся мыши? Пи-пи-пи!. (кот просыпается и «ловит» мышей, а они убегают в свои норки – нотки, приговаривая:
«Мышки в норки забегают, свои нотки называют!» Каждый ребенок –мышка называет свою нотку по имени и говорит, где нотка располагается на нотном стане. Игра повторяется со следующим котом. Если кот поймал мышку, она выбывает из игры. Для этого пойманный ребенок-мышка подходит к магнитной доске и выставляет свою нотку на нотном стане. Пойманная мышка отправляется в корзину или в домик для мышек.
«Ступеньки»
Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрёшка, мишка, зайчик, детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры.
Ребёнок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребёнок определяет движение мелодии вверх, вниз, или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает по одной ступеньке. Следующий ребёнок действует другой игрушкой.
В игре участвует несколько детей.
«Колпачки»
Игровой материал: три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.
Ход игры.
Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нём под колпаками лежат музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель вызывает к столу ребёнка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чём он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.