Вера Ташкина
Конспект тематического музыкального занятия «Звуки, что нас окружают»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактическая игра «Что шумит, что звучит» (в рамках занятия «Звуки что нас окружают»)
Конспект тематического музыкального занятия
«Звуки, что нас окружают»
(дополнительное занятие в рамках реализации проекта «Сказки-шумелки»)
Возраст 5-7 лет
Публикация «Конспект тематического музыкального занятия „Звуки, что нас окружают“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Цель: Формирование представления о звуках (шумящих и музыкальных) и формирования интереса к их восприятию.
Задачи: 1. Обучать представлению о звуке (характеристика, свойства, обогатить пассивный словарь: звук, шумовой звук, музыкальный звук; активизировать в словаре понятия: тихий – громкий, высокий – низкий, длинный – короткий.
2. Развивать познавательную активность.
3. Воспитывать выдержку и умение слушать ответы товарищей, формировать культуру слушания музыки.
Виды деятельности: музыкальная, художественная, двигательная, исполнительская, игра на музыкальных инструментах.
Оборудование: карточки с изображение скрипичного ключа и кубика, шумовые инструменты (погремушки, бубен, трещотки, рубель, барабан, ложки) экран для предоставление презентации, линейка пластмассовая и листы бумаги по одному на каждого.
Литература: Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду: старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть.
МР. Мы живём в прекрасном мире. Нас окружает множество простых и удивительных вещей. Чтобы общаться с этим миром, нам природой даны органы чувств, которые помогают полноценно воспринимать картину мира с его красками, звуками, образами.
Назовите эти органы чувств
ДЕТИ краткие ответы: нос, уши, глаза, язык, кожа, рот.
Слайд №1 (органы чувств и их назначение).
МР. Для чего нужны нам эти органы? Как они помогают нас в восприятии окружающего мира? Что они делают?
ДЕТИ развё рнутые ответы детей: нос – для того, чтобы чувствовать запахи, нюхать, дышать; глаза – для того, чтобы видеть, смотреть; уши – для того, чтобы слышать звуки, речь, музыку; язык – для того, чтобы определять и чувствовать вкус; кожа – для того, чтобы определять и чувствовать температуру окружающей седы, определять качество предметов; рот – для того, чтобы высказывать свои чувства, говорить).
Основная часть.
МР. Итак, нас окружают образы и звуки. Сегодня с вами подробнее остановимся и поговорим о звуке.
Если мы с вами сейчас закроем глаза и помолчим, то услышим множество звуков вокруг нас. Они будут громкими или тихими, высокими или низкими. А ещё, как делятся звуки. Послушайте стихотворение:
Всё на свете дети знают, звуки разные бывают :
Журавлей прощальный клёкот, самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка, лёгкий шелест ветерка.
Это – звуки шумовые, только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки – музыкальные есть звуки.
МР. Как вы уже поняли из стихотворения, звуки бывают разные : музыкальные и шумовые.
Назовите шумовые звуки вокруг нас
ДЕТИ предполагаемые ответы детей: звук улицы, гул машины, работа бытовых приборов, речь человека.
МР. А назовите музыкальные звуки.
ДЕТИ предполагаемые ответы детей: пение птиц, пение человека, звучание музыкальных инструментов.
МР. Давайте с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра «Что шумит, а что звучит»
МР. Перед детьми на столах лежат карточки с изображением скрипичного ключа и кубика. Если вы услышите музыкальный звук, то поднимаете карточку со скрипичным ключом, а если услышите шумовой звук, то поднимайте карточку с изображением кубика. После предполагаемого ответа, на экране появится правильный ответ.
Слайд № 2: звук открывающегося замка – изображение замка.
Слайд № 3 звук : игра на скрипке – изображение скрипки.
Слайд № 4 звук : скрип снега – изображение идущего по снегу человека.
Слайд № 5 звук : игра на флейте – изображение флейты.
Слайд № 6 звук : игра на гармони – изображение гармони.
Слайд № 7 звук : сигнал автомобиля – изображение автомобиля.
Слайд № 8 звук : свист чайника – изображение чайника.
Слайд № 9 звук : скрип двери – изображение двери.
Слайд № 10 звук : игра на гитаре – изображение гитары.
Слайд № 11 звук : тиканье часов – изображение часов.
Слайд № 12 звук : игра на пианино.
Сначала дети слышат звук, а потом на экране появляется изображение.
МР. Шумовые звуки происходят из-за удара, падения, трения, соприкосновения. Музыкальные звуки происходят из звукоизвлечения (игры) на музыкальных инструментах и пения.
МР. Скажите, а игра на барабане – это музыкальный или шумовой звук, как вы думаете?
ДЕТИ предполагаемые ответы детей: Барабан – это ударный музыкальный инструмент. Удар (шум) – способ игры на барабане, а создаваемы на нём ритм – это музыкальное понятие.
МР. Человек может издавать как шумовые, так и музыкальные звуки.
У нас есть голос. Если мы кричим, плачем, громко разговариваем – это шум, а вот если поём – это музыкальный звук. Голоса у всех разные. Сейчас мы проверим, какие вы внимательные к своим товарищам, узнаете ли вы их по голосу.
Музыкально-дидактическая игра «Догадайся, кто поёт»
Дети становятся в круг. Один ребёнок выходит на середину круга и закрывает глаза.
Дети идут по кругу и пропевают текст:
«Поиграй-ка (имя ребёнка, с нами, выходи скорей вперёд,
И закрытыми глазами догадайся, кто поёт!
Глазки крепче закрывай, кто зовёт тебя, узнай!»
Воспитатель указывает на любого ребёнка. Он поё т следующие слова:
«Эту песенку свою, я тебе, дружок пою,
Ты глаза не открывай, ну-ка, кто я, угадай!».
Водящий ребёнок должен назвать того, кто ему спел.
МР. Как вы считаете, звук можно увидеть? (предполагаемы ответы детей).
Учёные доказали, что звук – это волна, которая имеет длину и частоту (высоту) и изобрели прибор, который помогает увидеть звук.
Слайд № 13 видео – опыт со звучащей пластиной и песком.
МР. А ещё звуковая вибрация влияет на предметы.
Показ опыта № 1. С линейкой «Дрожалка» - демонстрация вибрации.
Показ опыта № 2. С листом бумаги – демонстрация вибрации.
МР. В древние времена люди тоже общались друг с другом с помощью звуков, позднее, звуки сложились в слова, которые стали нести в себе смысл. Слова стали обозначать действия и предметы. И так стало легче общаться.
МР. Музыка несёт в себе добро, она способна улучшать настроение, дарить радость. Я желаю вам радости и добра и хочу, чтобы мы сейчас послушали музыкальные произведения русского композитора П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «На тройке». Ваша же задача – послушать и определить характер музыки, настроение.
Восприятие музыки, беседа.
МР. В музыке в основном применяются музыкальные звуки, но иногда и шумовые.
Возьмите шумовые инструменты, любые, по выбору (погремушки, бубен, рубель трещотки, ложки, чтобы у нас с вами получился шумовой оркестр.
Дети подыгрывают на музыкальных инструментах
русскую народную песни «Ах вы, сени».
Заключительная часть (рефлексия)
МР. На этом наше занятие заканчивается. Скажите, что вы узнали нового о звуке? А что ещё хотите узнать?.
Вот вам задание: на прогулке обязательно послушайте уличные звуки, дома, послушайте, какие звуки живут у вас дома.