Папки-передвижки

Музыкальная сказка (спектакль) как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Наталья Шестакова
Музыкальная сказка (спектакль) как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Музыкальная сказка - как средство развития творческих способностей дошкольников.

[/b]

На современном этапе развития дошкольное воспитание стало особым уровнем образования. Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО – сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка, развитие способностей и творческого потенциала. В связи с этим педагогам необходим поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса, которые будут способствовать решению данной задачи.

Публикация «Музыкальная сказка (спектакль) как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Для успешного развития детского художественного творчества большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности, и самостоятельности. Художественно – образное выражение в деятельности детей, начиная с младшего дошкольного возраста – предпосылка к дальнейшим творческим проявлениям, способствующим становлению интересов и способностей, развитию мышления, памяти, образного восприятия, воображения и фантазии, совершенствованию речи детей.

Знакомство с произведениями искусства, занятия различными видами художественной деятельности, создают для развития творчества детей, особенно благоприятные условия. Организация обучения, создание соответствующих педагогических условий, направленных на стимуляцию творческой активности проявлений личности, с учётом индивидуально – психологических различий, помощь взрослого способствует эффективности, развития художественного творчества детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Музыкальная игра - сказка представляет собой новейшее, ещё до конца не изученное дидактическое средство для развития музыкальных и творческих способностей, формирования художественного вкуса, эстетических эмоций и чувств. Музыкальная игра - сказка, являющаяся синтезом нескольких видов искусств (музыки, драматизации, пантомимы, пластики, хореографии, является важным средством развития художественного творчества. Яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание, развёрнутая творческая сюжетно-ролевая игра, являющаяся высшим интегрированным видом игры, объединяющим различные виды искусства музыки, литературу, изобразительное искусство, театр. Сюжеты музыкальных игр-сказок конкретизируются понятными для детей дошкольного возраста картинками, образами животного мира, сказочными образами, но при этом, не теряя яркой художественной содержательности.

Сказка - это окно в мир знаний для дошкольников. Сказка - это волшебная игра, помогающая осмыслить все происходящее, адаптироваться ребенку в сложном мире. Вспоминая героев сказок, ребёнок видит их действия и настроение. А если ещё сказка озвучена музыкой, то такое украшение сказки способствует развитию у ребёнка музыкальных воображений и способностей, а также приносит ему большую радость. Музыкальная сказка еще интереснее, еще краше дает ребенку сознание чего-то необычного, фантастического.

Музыкальная игра-сказка, представляющая собой сюжетно-ролевую игру, позволяет детям включаться в разные виды деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность).

Как всякая обучающая игра, музыкальная игра-сказка имеет определенные развивающие, образовательные и воспитательные задачи, включает в себя игровые действия и правила.

Основная задача – соотнесение игровых действий с музыкальными характеристиками образов сказки. Правилами является выразительное исполнение роли.

При подготовке этого вида игровой деятельности всю сложную работу берет на себя взрослый – чтение сказки, подбор музыкальных характеристик образов по типу лейтмотива. Музыка должна «откликаться» на развитие сюжета и драматургии сказки, а также передавать картины и звуки природы, образы животных и птиц.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.).

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Работа над музыкальной сказкой-спектаклем делится на три этапа.

На первом этапе дети знакомятся с литературным произведением. Беседуя о сюжете сказки, разбираются вопросы нравственного поведения героев, их поступки анализируются, проводятся параллели с действительностью.

Этот этап включает в себя слушание музыки, беседу об ее выразительности, изобразительности и соответствии образам сказки.

Дети, на основе восприятия, выражают свои чувства и эмоции при помощи речи, мимики, жестов. «Музыкально-театральные игры» - игры, направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка, умение перевоплощаться, передавать характер и настроение персонажа. Музыкальные характеристики героев подбираются при помощи методов контрастного сопоставления произведений или наоборот, близких по окраске звучания. Уже на этом этапе можно предоставить возможность детям пробовать свои силы в танцевальных импровизациях.

Второй этап – поисково-творческий. Он включает в себя упражнения на развитие песенного, танцевального, игрового творчества, помогает раскрыть творческие способности детей в инсценировках песен, стихов, небольших сценок. На этом этапе дети вслушиваются в музыку, различают и запоминают музыкальные характеристики сказочных образов, происходит поиск вариантов передачи настроений музыки в движениях. Сначала все дети исполняют одновременно одну роль, выражая свое отношение, чувства, переживания. Затем обсуждаются различные варианты и наиболее яркие «находки». Необходимо отмечать выразительность движений, которые будут свидетельствовать о накопленных двигательных, танцевальных навыках, а также о степени сформированности музыкального восприятия. На этом этапе дети меняются ролями и пробуют свои силы в создании всех образов сказки.

У каждого ребенка появляется любимый образ, в котором наиболее естественно и ярко проявляются его творческие способности. В такой привлекательной деятельности дети легко овладевают новыми движениями и закрепляют имеющиеся у них умения. Освоив сказку в ритмопластике можно добавить реплики героев. В игре детям предоставляется возможность проявить творческие способности и в игре на ДМИ (детских музыкальных инструментах, подбирая тембр звучания и манеру исполнения соответственно образам сказки.

Третий этап – «Работа над спектаклем». Объединяет все этапы подготовки спектакля: знакомство с пьесой, обсуждение, распределение ролей, работа над музыкальными номерами. Дети выбирают себе роли. На этом этапе они уже овладели различными способами передачи образов, происходит закрепление и творческое применение усвоенного материала.

Развитию творческих способностей в процессе ритмопластических, голосовых, пантомимических импровизаций способствует эмоциональная подача текста ведущим и, конечно же, атрибуты, костюмы, декорации.

Детям нравится танцевать с различными предметами, особенно они помогают передать такие специфические образы как: «огонь», «Лунный зайчик», «снег», «туман» и т. д. В танцевальных импровизациях, где происходит развитие сюжета сказки: «строительство дома», «пожар», «преображение Федоры» и т. д. атрибуты очень важны, так как помогают ребенку более яркому и полному выражению образа. танцах можно использовать самые разные атрибуты и предметы. Ленты разной длины, различного цвета султанчики, платочки и платки, детские музыкальные инструменты, некоторые предметы домашнего быта, спортивный инвентарь, детский строительный материал, модули. Совместно с воспитателем дети могут изготовить мелкие детали к костюмам, нарисовать образы героев, сюжетные картины.

Важным моментом в развитии детского творчества является самостоятельная игровая деятельность в группе. Поэтому в уголках должен быть доступ к музыкальным инструментам и различным атрибутам.

Отличительной особенностью музыкальной игры-сказки, является способность перерастать в театрализованное представление, которое может быть включено в праздники и досуги.

Литература:

1. Бутенко Н. В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании. «Вестник» Челябинского гос. пед. университета. 2015. N4. С. 7–11.

2. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М. : МИОО, 2005. Вып. 1. 176с.

3. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. 3-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение 1989.270с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : 2001.93с.

5. Можейко А. В. Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации. / под ред. А. В. Можейко. Воспитатель ДОУ. М. : 2009.128с.

6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества. Развивающие игры. / под ред. О. Патрушевой. М. : Самокат, 2017.384с.

7. Радынова О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебник для студентов высших уч-х заведений. Дубна: Феникс +, 2011.302с.

8. Рогаткина Т. «Праздник музыки, сказки, игры»;

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница»Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница» Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5-7 лет «Музыкальная Гусеница» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная сказка (спектакль) как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 19:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД