Наталья Шестакова
Музыкальная сказка (спектакль) как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Музыкальная сказка - как средство развития творческих способностей дошкольников.
[/b]
На современном этапе развития дошкольное воспитание стало особым уровнем образования. Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО – сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка, развитие способностей и творческого потенциала. В связи с этим педагогам необходим поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса, которые будут способствовать решению данной задачи.
Публикация «Музыкальная сказка (спектакль) как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыкальные сказки. Сценарии
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
Для успешного развития детского художественного творчества большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности, и самостоятельности. Художественно – образное выражение в деятельности детей, начиная с младшего дошкольного возраста – предпосылка к дальнейшим творческим проявлениям, способствующим становлению интересов и способностей, развитию мышления, памяти, образного восприятия, воображения и фантазии, совершенствованию речи детей.
Знакомство с произведениями искусства, занятия различными видами художественной деятельности, создают для развития творчества детей, особенно благоприятные условия. Организация обучения, создание соответствующих педагогических условий, направленных на стимуляцию творческой активности проявлений личности, с учётом индивидуально – психологических различий, помощь взрослого способствует эффективности, развития художественного творчества детей, начиная с младшего дошкольного возраста.
Музыкальная игра - сказка представляет собой новейшее, ещё до конца не изученное дидактическое средство для развития музыкальных и творческих способностей, формирования художественного вкуса, эстетических эмоций и чувств. Музыкальная игра - сказка, являющаяся синтезом нескольких видов искусств (музыки, драматизации, пантомимы, пластики, хореографии, является важным средством развития художественного творчества. Яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание, развёрнутая творческая сюжетно-ролевая игра, являющаяся высшим интегрированным видом игры, объединяющим различные виды искусства музыки, литературу, изобразительное искусство, театр. Сюжеты музыкальных игр-сказок конкретизируются понятными для детей дошкольного возраста картинками, образами животного мира, сказочными образами, но при этом, не теряя яркой художественной содержательности.
Сказка - это окно в мир знаний для дошкольников. Сказка - это волшебная игра, помогающая осмыслить все происходящее, адаптироваться ребенку в сложном мире. Вспоминая героев сказок, ребёнок видит их действия и настроение. А если ещё сказка озвучена музыкой, то такое украшение сказки способствует развитию у ребёнка музыкальных воображений и способностей, а также приносит ему большую радость. Музыкальная сказка еще интереснее, еще краше дает ребенку сознание чего-то необычного, фантастического.
Музыкальная игра-сказка, представляющая собой сюжетно-ролевую игру, позволяет детям включаться в разные виды деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность).
Как всякая обучающая игра, музыкальная игра-сказка имеет определенные развивающие, образовательные и воспитательные задачи, включает в себя игровые действия и правила.
Основная задача – соотнесение игровых действий с музыкальными характеристиками образов сказки. Правилами является выразительное исполнение роли.
При подготовке этого вида игровой деятельности всю сложную работу берет на себя взрослый – чтение сказки, подбор музыкальных характеристик образов по типу лейтмотива. Музыка должна «откликаться» на развитие сюжета и драматургии сказки, а также передавать картины и звуки природы, образы животных и птиц.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.).
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Работа над музыкальной сказкой-спектаклем делится на три этапа.
На первом этапе дети знакомятся с литературным произведением. Беседуя о сюжете сказки, разбираются вопросы нравственного поведения героев, их поступки анализируются, проводятся параллели с действительностью.
Этот этап включает в себя слушание музыки, беседу об ее выразительности, изобразительности и соответствии образам сказки.
Дети, на основе восприятия, выражают свои чувства и эмоции при помощи речи, мимики, жестов. «Музыкально-театральные игры» - игры, направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка, умение перевоплощаться, передавать характер и настроение персонажа. Музыкальные характеристики героев подбираются при помощи методов контрастного сопоставления произведений или наоборот, близких по окраске звучания. Уже на этом этапе можно предоставить возможность детям пробовать свои силы в танцевальных импровизациях.
Второй этап – поисково-творческий. Он включает в себя упражнения на развитие песенного, танцевального, игрового творчества, помогает раскрыть творческие способности детей в инсценировках песен, стихов, небольших сценок. На этом этапе дети вслушиваются в музыку, различают и запоминают музыкальные характеристики сказочных образов, происходит поиск вариантов передачи настроений музыки в движениях. Сначала все дети исполняют одновременно одну роль, выражая свое отношение, чувства, переживания. Затем обсуждаются различные варианты и наиболее яркие «находки». Необходимо отмечать выразительность движений, которые будут свидетельствовать о накопленных двигательных, танцевальных навыках, а также о степени сформированности музыкального восприятия. На этом этапе дети меняются ролями и пробуют свои силы в создании всех образов сказки.
У каждого ребенка появляется любимый образ, в котором наиболее естественно и ярко проявляются его творческие способности. В такой привлекательной деятельности дети легко овладевают новыми движениями и закрепляют имеющиеся у них умения. Освоив сказку в ритмопластике можно добавить реплики героев. В игре детям предоставляется возможность проявить творческие способности и в игре на ДМИ (детских музыкальных инструментах, подбирая тембр звучания и манеру исполнения соответственно образам сказки.
Третий этап – «Работа над спектаклем». Объединяет все этапы подготовки спектакля: знакомство с пьесой, обсуждение, распределение ролей, работа над музыкальными номерами. Дети выбирают себе роли. На этом этапе они уже овладели различными способами передачи образов, происходит закрепление и творческое применение усвоенного материала.
Развитию творческих способностей в процессе ритмопластических, голосовых, пантомимических импровизаций способствует эмоциональная подача текста ведущим и, конечно же, атрибуты, костюмы, декорации.
Детям нравится танцевать с различными предметами, особенно они помогают передать такие специфические образы как: «огонь», «Лунный зайчик», «снег», «туман» и т. д. В танцевальных импровизациях, где происходит развитие сюжета сказки: «строительство дома», «пожар», «преображение Федоры» и т. д. атрибуты очень важны, так как помогают ребенку более яркому и полному выражению образа. танцах можно использовать самые разные атрибуты и предметы. Ленты разной длины, различного цвета султанчики, платочки и платки, детские музыкальные инструменты, некоторые предметы домашнего быта, спортивный инвентарь, детский строительный материал, модули. Совместно с воспитателем дети могут изготовить мелкие детали к костюмам, нарисовать образы героев, сюжетные картины.
Важным моментом в развитии детского творчества является самостоятельная игровая деятельность в группе. Поэтому в уголках должен быть доступ к музыкальным инструментам и различным атрибутам.
Отличительной особенностью музыкальной игры-сказки, является способность перерастать в театрализованное представление, которое может быть включено в праздники и досуги.
Литература:
1. Бутенко Н. В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании. «Вестник» Челябинского гос. пед. университета. 2015. N4. С. 7–11.
2. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М. : МИОО, 2005. Вып. 1. 176с.
3. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. 3-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение 1989.270с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : 2001.93с.
5. Можейко А. В. Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации. / под ред. А. В. Можейко. Воспитатель ДОУ. М. : 2009.128с.
6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества. Развивающие игры. / под ред. О. Патрушевой. М. : Самокат, 2017.384с.
7. Радынова О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебник для студентов высших уч-х заведений. Дубна: Феникс +, 2011.302с.
8. Рогаткина Т. «Праздник музыки, сказки, игры»;