Держак Наталья
Музыкальная игра как средство нравственного развития дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Музыкальная игра, как средство нравственного развития дошкольников
Актуальность-
Окружающая среда ребенка перенасыщена цифровыми источниками и техническими приборами. Гаджеты захватывают внимание детей, отодвигая межличностные отношения на задний план. Материальные ценности превалируют над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.
Публикация «Музыкальная игра как средство нравственного развития дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема- Время эффективной передачи культуры общения может быть упущено и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.
Цель - привлечь большее внимание к музыкальным играм с дошкольниками, предоставить практический материал
Специфика действия музыки на человека связана с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Она позволяет ребенку развиваться духовно, сопереживать состоянию человека или другого живого существа, откликаться сочувствием. По мысли В. А. Сухомлинского: "Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»
Вносить свою лепту в нравственное воспитание дошкольников помогают музыкальные игры, которые условно можно поделить на коммуникационные игры, игры с сюжетом, пальчиковые игры, игры- танцы
Тематика и содержание таких игр для дошкольников имеет нравственную направленность: это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
Их удобно внедрять в работу с помощью технологии бесед, моделирования, технологии ассоциаций
В младшей группе: играем в игры с имитацией характерных движений человека, сказочных героев, ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки. Формируем у детей представление о трудолюбии, заботе. Активизируем доброжелательное отношение к сверстникам. Создаем благоприятную атмосферу эмоциональной близости.
• Пальчиковые игры: «Ладушки- ладошки» ,«Помощники» «Здравствуй, я тебе скажу»
• Игры с сюжетом: «Птички и медведь», «Воробушки и кот», «Игра с ежиком», «В гости мышку пригласим», «Зайцы и лиса», «Разбудим Мишку», «Прогулка и дождик»
• Коммуникативные игры, игры- танцы:«Паровозик», Сороконожка», «Волшебный платок», «Доброе утро», «Звонкие ладошки», «Пляска с игрушками», «Танец с мамочкой»
В средней группе: используются игры, формирующие у детей представление о добре и зле, раскрывающие нравственный смысл любви, уважения по отношению к «братьям нашим меньшим», сверстникам, близким людям. Ведущие роли исполняют дети, используя элементы образных выразительных средств (интонацию, мимику и пантомиму)
Игры с сюжетом «Лисичка и синички», «Барбос и птички», «Грибочки и грибники», «Цыплята и ястреб», «Курочки и козы», «Хитрая лиса»
Коммуникативные игры:«Кто позвал?», «Под зонтом»,
«Здравствуй, милый друг!», «Шапочку передавайте»,
«Снежинки, летайте!», «Выбирай скорее друга»
Игры- танцы:«Шоколадные зверушки»,
«Мальчики и девочки»
В старших подготовительных группах используются игры, развивающие у детей эмпатию, умение давать правильную оценку своему поведению, анализировать поступки других людей, способствовать полноценному развитию нравственных качеств личности ребенка через самовыражение и творчество; возникновению дружеских отношений,партнерских игровых объединений
Коммуникативные игры: «Прощаться-здороваться», «Здравствуй и пока», «Сугроб дружбы», «Ссориться не смей», «Прилетели птинушки», «Ледяные ворота», «Кулачок на кулачок», «Мы- одна семья»
Использование музыкальных игр как средства духовно- нравственного развития имеет хорошие результаты:
-развитие чувства единства, сплоченности у детей, умения действовать в коллективе, умения устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
-сформированность умения преодолевать конфликтные ситуации и избегать их в общении друг с другом, обобщенного положительного образа человека;
- создание благоприятной атмосферы свободного общения и эмоциональной близости, дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам;
-развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, ощущения эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки
По мысли В. А. Сухомлинского: "Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».