Людмила Придачина
Музыкальная гостинная «Колокольный звон» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дети заходят в музыкальный зал (Звучит музыка колокольного звона).
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята. Проходите, сегодня мы с вами не одни, у нас гости. Давайте с ними поздороваемся и выскажем добрые слова в их адрес.
Музыкальный руководитель : У нас с вами необычная встреча и одеты вы не в обычную одежду, а в рубахи да сарафаны, а почему, вы должны догадаться сами по ходу нашей встречи.
Публикация «Музыкальная гостинная „Колокольный звон“ для старших дошкольников» размещена в разделах
Музыкальный руководитель Ребята, а что это за музыка звучала, когда вы вошли в зал?
Дети: Колокольный звон или колокола
Музыкальный руководитель : Да, правильно звучал колокольный звон и наша сегодняшняя встреча посвящена колокольным звонам России.
А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
Музыкальный руководитель : Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до глубокой старости человек слышал колокольный звон.
Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с новыми словами, повторять уже знакомые нам слова и вывешивать их на мольберт по ходу нашей встречи, а в конце – мы сделаем вывод.
И первое слово - это …. .
Дети: - Россия…
Музыкальный руководитель : Что вы представляете под этим словом?
Ответы детей (Страна, в которой мы живем, дом и т. д.)
Музыкальный руководитель : Да, ребята вы все правильно сказали Россия – это наша Родина, это страна в которой мы живем, это наш дом. И именно в России впервые зародилось искусство колокольного звона. И только в России можно услышать завораживающий красотой звучания - колокольный звон, который в свою очередь считается одним из символов России.
А как вы думаете почему?
Не знаете, тогда послушайте.
- На Руси, так в старину называли Россию, то есть русскую землю, очень давно, когда не было ни телевидения, ни радио ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей, для того чтобы оповестить их о каких – либо событиях: о хороших или плохих, о радостных или печальных.
М. Р. – А как вы думаете, что это были за события?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель : Да, правильно, ребята. Для любого человека язык колокола означал многое. Люди могли не только выделить голос колокола, но и по характеру звука знали, о чем он говорит.
- Торжественный звон означал, что войска уходят на битву.
- Звон радостный - значит, вернулись с победой.
- Звон праздничный - упоминал о наступившем празднике.
- Звон свадебный о свадьбе.
- А вот тяжелый, скорбный звон означал беду, горе или смерть.
Считалось, что колокольный звон прогоняет громы и молнии, град и огонь, голод и засуху. А также колокольные звоны способны отгонять злых духов, у многих улучшается самочувствие, и даже поправляется здоровье.
- И сейчас мы с вами прослушаем колокольный звон, который называется БЛАГОВЕСТ, то есть звон, который несет в себе благую весть
или можно сказать: добрую весть
(Слушание «Благовеста» в записи)
Подобно частушкам передавалось из поколения в поколение мастерство колокольного звона.
Музыкальный руководитель : Наверное вам не трудно будет догадаться, как называется человек, который так искусно владел колоколами?
Ответы детей (звонарь)
Да, молодцы ребята, Звонарь – от слова звонить. Казалось бы, как просто: стой и дергай за веревочки, но не все так легко как нам кажется. Искусству колокольного звона нужно учиться.
А сейчас представьте, что каждый из вас колокольчик и у каждого колокольчика свой голос-звон. А я буду звонарем, я буду подходить к каждому из вас, а вы придумаете любую мелодию своему колокольчику. Например: Бом-бом, или дили-дили- бом (2раза)
Дети импровизируют.
Музыкальный руководитель : Ребята, вы очень часто слышите звон колоколов у нас в городе, слышали и сегодня в записи, а как вы думаете можно ли на другом музыкальном инструменте изобразить звучание колокола?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель : Давайте не будем гадать, а прослушаем музыкальное произведение русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, которое называется «Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть).
–Вы внимательно послушайте и скажите, какому инструменту композитор отдал предпочтение сымпровизировать или изобразить звук колокола и что вы представляете под эту музыку.
Дети слушают музыку, а затем высказывают свои мнения.
С. В. Рахманинов языком музыки рассказывал о нашей русской земле.
Молодцы, ребята, я заметила, как вы внимательно слушали эту серьезную музыку и как точно вы описали всю красоту русской земли.
(Музыкальный руководитель звенит в колокольчик)
- Колокольчиком звеню
Всех ребят в кружок зову.
Ребята, я предлагаю вам вспомнить веселую попевочку:
- Просыпайся (2раза)
-Динь-динь – дон (2раза)
– А сейчас добавим звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки и притопы).
- Молодцы ребята, получилось здорово, но мы попробуем спеть эту таким приемом, как эхо, т. е. начинает 1 группа (девочки, затем продолжает вторая группа (мальчики).
М. Р. - Молодцы, отлично получилось. А раньше бывая у бабушки в деревне, я часто видела колокольчики на шее животных : коз, коров. Их еще называли ботала, потому, что они болтались на шее животного.
Ребята, а как вы думаете для чего корове колокольчик?
Ответы детей.
Да, правильно, ребята. Колокольчики привязывались, для того чтобы их звучание отпугивало хищного зверя.
А еще колокольчики или бубенцы устанавливали под дугой на тройку лошадей.
Тройка мчится
Тройка скачет
Вьется пыль из под копыт
Колокольчик звонко пляшет
И хохочет и визжит (Г. А. Вяземский)
Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня мы с вами много говорили и слушали о красоте звучания настоящих колоколов и колокольчиков, слушали серьезную классическую и легкую детскую пьесу. Вся эта музыка пропитана любовью к русской земле - к России, к ее необъятным просторам, которые нужно любить и сохранять.
М. Р. –И я предлагаю вам спеть нашу любимую песню «Давайте, сохраним».
Музыкальный руководитель : В старину, добры молодцы да красны девицы любили после тяжелого трудового дня cобраться на веселых посиделках. Попеть частушки, поводить хороводы, поговорить о том о сем, а уж как любили поплясать.
Танец «Порушка-Пораня».
Музыкальный руководитель Дети, в начале нашей встречи я задала вам вопрос, почему мы так нарядились? Кто догадался?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель Да, сегодня мы как будто бы попали в старину и наша встреча была посвящена колокольным звонам, присущим только лишь русскому человеку. А костюмы помогли нам с вами поближе прикоснуться к культуре и обычаям русского народа, народа с широкой душой.
На нашей встрече мы узнали много нового и повторили старое, побывали в прошлом и настоящем. Молодцы, ребята! Я вас благодарю за эту встречу,