Татьяна Алексеева
Музыкальная деятельность, природа музыкальных способностей, игра на ДМИ
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Публикация «Музыкальная деятельность, природа музыкальных способностей, игра на ДМИ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу.
Эмоциональная отзывчивость на музыку -одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыкальная деятельность в детском саду :
• Восприятие музыки (слушание)
• Пение
• Игра на музыкальных инструментах
• Музыкально-ритмические движения
• Детское музыкальное творчество.
На музыкальных занятиях дети слушают не только музыку русских и зарубежных композиторов, знакомятся с их творчеством, а также прекрасные образцы песенного жанра (фольклорного и авторского сочинения). Это способствует развитию их мышления, фантазии, памяти, слуха. Развивается словарный запас для определения музыкального произведения. На занятиях мы учим детей определять характер музыки, образное содержание, развивать мышление, фантазию, словарный запас и т. д. Однако, работа эта кропотливая и не каждому ребенку под силу справиться с подобными заданиями. А ведь от того, как научится ребенок слышать, зависит успешность его обучения и воспитания в целом.
В пении у детей совершенствуется певческий голос и вокально-слуховая координация. Причем, детский голосовой аппарат еще несовершенен, но нет на свет более выразительного пения, чем детское, т. к. в этом возрасте развивается эстетическое отношение к жизни, музыке, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, пение несет и оздоровительную функцию, влияет на общее состояние организма ребенка, особенно на дыхательный аппарат. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса, развивает и улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу и движения.
Музыкально-ритмические движения способствуют приобретению навыков выразительного движения. Так же как и воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель учит детей перед выполнением движений под музыку правильно занять исходное положение, соблюдать координацию рук и ног, следить за осанкой. В конечном итоге добиваемся не просто усвоения движений, а качественного, выразительного его исполнения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Это наиболее сложная задача в музыкальном воспитании, но вполне осуществимая, если педагог учитывает следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального воспитания, доступность, систематичность, постепенность, последовательность, повторность.
Игра на музыкальных инструментах и игрушках как на занятиях, так и в повседневной жизни необычайно обогащает музыкальные впечатления у детей, развивает их музыкальные способности.
В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления, что создает необходимое условие для развития детского музыкального творчества :
- песенное
- музыкально-игровое
- танцевальное
- элементарно музицирование
Интересные факты: «Природа музыкальных способностей»
Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей : представляют они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения?
Б. М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии».
Способности зависят от врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка.
Исследования в области развития музыкальных способностей, а так же из собственного опыта работы с детьми дошкольниками показывают, что в семьях, где любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, где, создается особенно благоприятная музыкальная среда, можно наблюдать детей с достаточно высоким музыкальным развитием.
Обучение игры на музыкальных инструментах.
Почему проводя, музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на ДМИ? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувство,внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Обучение на ДМИ проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально - дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.