инна панкевич
Музыкальная деятельность как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная деятельность, как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы — помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.
Публикация «Музыкальная деятельность как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Главная задача - формирование уверенности, преодоление стеснительности и пассивности детей с ОВЗ в музыкальной деятельности.
При построении музыкальных занятий нужно учитывать:
умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;
возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений
Для того, чтобы ребенок с ОВЗ проявлял интерес к музыкальной деятельности, чувствовал себя комфортно, не перегружался и не переутомлялся нужно выстраивать музыкальные занятия в игровой форме, используя при этом, здоровьесберегающие и информационно – коммуникационные технологии, элементы арттерапевтических методов.
Для игровой ситуации используются необходимые атрибуты, различные предметы, интересные персонажи.
Дети любят начинать занятия с приветствия, поэтому после того как они вошли под музыку в зал мы поём коммуникативные игровые песенки – приветствия. Такие песенки настраивают детей на предстоящую деятельность, повышают настроение, а так же готовят голосовой аппарат к пению
Для детей с ОВЗ необходимы игры на развитие чувства ритма, например: игра «Ритмическое эхо» взрослый или кто- то из детей хлопает, а ребята повторяют ритмический рисунок, это способствует концентрации внимания.
Для того, чтобы поддержать интерес детей к музыкально-ритмическим упражнениям, можно использовать элементы кинезотерапии – где мы отражаем жизнь в двигательных образах. Детям даем различные игровые задания: кружиться свободно, как снежинки под вальс и другие. Это пластические этюды, характерные танцы, где дети выражают свои эмоции, переживания с помощью движений, пантомимики под музыку. В процессе снимается мышечное и эмоциональное напряжение.
Для того, чтобы привлечь внимание ребенка с ОВЗ к слушанию, нужно использовать наглядный материал, иллюстрации к музыке, альбом с изображением музыкальных инструментов. Очень помогает использование ИКТ.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой, используемой на музыкальных занятиях. Слушаем шум воды, дождя, моря, пение дельфинов, звуки волшебной флейты, которые так любят дети. Музыкотерапия хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях.
Для снятия напряжения и коммуникации детей друг с другом в качестве разминки делаем игровой массаж друг другу, используем динамические паузы.
Положительный лечебно – оздоровительный эффект для детей и в том числе для детей с ОВЗ оказывает метод вокалотерапии – лечение голосом. Элементы вокалотерапии используется при распевании детей на гласные, слоги, в удобном диапазоне вверх и вниз. Развивая при этом артикуляционный аппарат, певческое дыхание, мелодический слух. Работа на звукоподражании животным, создании различных звуковых эффектов - ветер вот, тиканье часов и др.
Такие игры голосом способствует развитию интонационной выразительности речи, звуковысотного и ритмического слуха.
Так же используются логопедические распевки.
При выборе песенного репертуара надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, соответствие ее особенностям данной группы детей с ОВЗ, их вокальным возможностям, общему уровню музыкального развития. Если ребенок с ОВЗ испытывает трудности в пении, можно предложить ему подыграть на колокольчике во время проигрыша или изобразить с помощью игрушки того, о ком поётся песенка, вызывая желание участвовать в пении. В помощь используются элементы имаготерапии, коррекция посредством образа. Ребёнок берёт на себя роль персонажа, активно воссоздает воображаемый им по заданию взрослого образ.
Инструментальное музицирование используется во всех видах музыкальной деятельности. В процессе музицирования развивается чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей, укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук, развивается фантазия и творческие способности, активизирует всех детей Детям предлагается выбрать любимый инструмент и включить его в процесс исполнения классической и народной музыки, то есть подыграть. Дети с ОВЗ с большим интересом и желанием берут в руки яркие звонкие бубенцы, кастаньеты, колокольчики, ложки. Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок с ОВЗ "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога.
Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в детском саду придаётся игровой деятельности на музыкальном занятии. Музыкальная игра - активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях, где происходит развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Можно использовать разные виды игр – с пением, с движением. Музыкальные игры можно назвать витаминами душевного благополучия.
В результате правильной, систематической работы по организации музыкальных занятий с использованием социоигровых методов, арттерапии, ИКТ, здоровьесберегающих технологий можно получить положительный результат в развитии детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ становятся раскрепощёнными, активными, проявляют себя в разных видах музыкальной деятельности.