Элеонора Соколова
Музыка в режиме дня детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование музыки в режимных моментах.
Мы с вами, воспитывая всестороннее и гармонично развитого ребенка, комлексно решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные методы и технологии.
Публикация «Музыка в режиме дня детей» размещена в разделах
Педагог – воспитатель оказывает помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара : разучивает слова песен, хороводов, показывает образцы точного выполнения движений; принимает активное участие в подготовке и проведении праздников, музыкальных развлечений, готовит тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам; помогает в оформлении зала изготовлении атрибутов для праздников.
Музыку в режимных моментах ребёнка может использовать не только педагог, но и все специалисты, работающие в группах.
Задачи:
• способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей;
• развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности;
• создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать музыку в течение дня;
• пополнить материальную базу группы и всего МДОУ музыкальным оборудованием и новыми методическими пособиями.
Предполагаемые результаты
Для педагогов:
• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
• творческое использование музыки в разных видах детской деятельности;
• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
Для воспитанников:
• проявление интереса к музыкальной культуре;
• активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности;
• проявление творческого самовыражения.
Необходимо и родителей вовлекать к музыкальному сопровождению деятельности ребёнка, т. к. утренний подъём, ужин и ночное укладывание происходит дома. Только, работая комплексно, мы сможем вырастить гармонично развитую личность.
ИТАК: В каких режимных моментах, по вашему мнению, может звучать музыка?
Утренний прием
-Утренняя гимнастика
Вовлечение детей в образовательную деятельность
-НОД
Подготовка ко сну (засыпание)
Пробуждение (подъем)
-Закрепление песен, хороводов
-Музицирование в свободной деятельности
Релаксация
Повторение песен.
Музыка должна входить во все виды деятельности детей в повседневной жизни детского сада.
Лучше использовать классическую музыку.
Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки, не только инструментальной, в записи, но и пение без аккомпанемента воспитателем и вместе с детьми. Желательно чаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий.
1. Утренний подъём детей.
Целиком зависит от действия родителей. Здесь необходима тихая, ненавязчивая, спокойная музыка.
Глинка «Жаворонок».
2. Умывание.
Более бодрая, лёгкая, задорная музыка поможет ребёнку легче пробудиться и с хорошим настроением пойти в детский сад.
Брамс «Венгерский танец №5»
3. Утренняя зарядка.
Во время проведения зарядки активно включается инструктор по физкультуре, под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.
Насколько я слышу, музыкальный материал на зарядке и физкультуре в целом разнообразен, соответствует выполняемым упражнениям и по тематике времени года.
4. Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки Можно включать спокойную тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей.
Например на занятиях по конструированию можно напеть песню «Паровоз», «Строим дом», «Самолет»
На занятиях по рисованию можно использовать песни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку Чайковского, Вивальди из циклов «Времена года». и т. д.
5. Наблюдения на прогулке.
Дети лучше усваивают то, что наблюдают если сопоставляют это со знакомой им песней.
Например, наблюдение за птицами - «Птичка», «Зима прошла»;
за погодой – «Дует, Дует ветер», Дождик, дождик пуще.», «Солнышко лучистое» и т. д.
6. Сон.
Здесь можно использовать релаксирующие мелодии, даже, читая книги детям.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
7. Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
В другие режимные моменты, одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, можно петь с детьми песни по их желанию.
Можно предложить детям приносить диски с их любимыми песнями или музыкой для прослушивания в группе.
Все это благотворно влияет на психику детей, на их развитие в плане музыкального образования.
Подбор музыкальных произведений
1. В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя.
Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому:
2. Музыка должна быть фоновой, степень звучания «не громко». Музыка не должна давить
(на уши) и вызывать дискомфорт.
3. В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано,
в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
4. Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.
Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем
возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е.
музыка, где аранжировка сделана специально для малышей.
(«Моцарт для малышей»)
5. Оснащение группы должно происходить совместно с родителями, где они могут помочь в оснащении группы всем необходимым, предложат помощь в подборе музыкального материала и записи его на носители.
Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.
-Музыка для свободной деятельности.
Бах «Прелюдия».
-Тонизирующая (повышающая жизненный тонус).
Дворжак «Славянский танец №2).
-Успокаивающая (умиротворяющая).
Шуберт «Вечерняя серенада».
-Музыка для пробуждения после дневного дня.
Мусоргский «Рассвет на Москва-реке».
-Релаксирующая (расслабляющая).
Бетховен «Лунная соната».
-Активирующая (возбуждающая).
Моцарт «Турецкий марш».
-Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности).
Моцарт «Симфония № 40».
Вывод: Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. В наших силах помочь детям достичь состояние психологического комфорта.
Примерный перечень музыкальных произведений
Музыка для свободной деятельности детей
И. Бах «Прелюдия» До мажор, «Шутка»
И. Брамс «Вальс»
А. Вивальди «Времена года»
Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк»
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
М. Мусоргский «Картинки с выставки»
П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
Ф. Шопен «Вальсы»
И. Штраус «Вальсы»
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)
Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт".
И. Брамс. "Венгерский танец № 7".
А. Дворжак. "Славянский танец № 2".
Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".
В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".
Э. Григ. "Утро".
И. -С. Бах. "Шутка".
И. Штраус. "Весенние голоса".
Ф. Шопен. "Прелюдии".
Б. Монти. "Чардаш"
Успокаивающая (умиротворяющая)
Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.
Т. Альбиони. Адажио для органа и струнных.
М. Глинка. "Жаворонок".
А. Лядов. "Музыкальная табакерка".
К. Сен-Санс. "Лебедь".
Ф. Шуберт. "Серенада".
П. Чайковский. "Вальс цветов"
Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".
И. Брамс. "Вальс № 3".
К. Дебюсси. "Облака".
А. П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.
К. -В. Глюк. «Мелодия» из оперы "Орфей и Эвридика".
В. -А. Моцарт. "Реквием".
Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".
Г. -Ф. Гендель. "Музыка на воде"
Музыка для пробуждения после дневного сна
Л. Боккерини «Менуэт»
Э. Григ «Утро»
Лютневая музыка ХYII века
Ф. Мендельсон «Песня без слов»
В. Моцарт «Сонаты»
М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»
К. Сенс-Санс «Аквариум»
П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», «Шестая симфония", 3-я часть.
Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд".
Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".
М. И. Глинка. "Камаринская".
В. -А. Моцарт. "Турецкое рондо"
Релаксирующая (расслабляющая)
К. Дебюсси. "Облака»
К. Дебюсси. «Лунный свет»
А. П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.
К. -В. Глюк. "Мелодия".
К. -В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"
В. -А. Моцарт. "Реквием".
К. Сен-Санс. "Карнавал животных. " «Лебедь»
Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада», «Аве Мария»
И. Брамс. "Вальс № 3".
Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".
Г. -Ф. Гендель. "Музыка на воде".
Т. Альбиони «Адажио»
Л. Бетховен «Лунная соната»
Э. Григ «Песня Сольвейг»
Н. Римский-Корсаков «Море»
П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»
Активизирующая (возбуждающая)
П. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.
Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".
В. -А. Моцарт. "Турецкий марш".
Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".
М. Глинка. "Камаринская".
В. -А. Моцарт. "Турецкое рондо"
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)
И. – С. Бах. "Ария".
А. Вивальди. "Времена года".
С. Прокофьев. "Марш".
Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".
В. -А. Моцарт. "Гроза".
В. -А. Моцарт. Симфония № 40.
Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.
П. Чайковский. "Времена года"
• Детские песни В. Шаинского, А. Рыбникова, Г. Гладкова, Е. Крылатова, Г. Струве, современных авторов
• музыка из мультфильмов и детских фильмов
• классическая музыка в обработке для малышей
• колыбельные
• звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины)