Людмила Тарасова
Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гигиеническая гимнастика рассматривается как один из важнейших элементов организации двигательного режима детей, решая следующие задачи:
-повышение эмоционального тонуса;
-активизация мышечного тонуса путем комплексного физического и закаливающего воздействия на организм детей
Некоторые методические рекомендации:
1. Необходимым условием успешности организации и проведении УГГ является настроение ребенка. Не следует проводить ее по принуждению
2. Педагогу следует создать все необходимые условия для полной раскованности детей, обеспечивая у них приподнятое эмоциональное состояние и удовольствие от движений.
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня» размещена в разделах
3. В организации УГГ не должно быть никакой заорганизованности, строгих правил или жестких требований дисциплины.
4. Эффективность утренней гигиенической гимнастики оценивается, как правило, по оптимальной физической нагрузке, воспринимаемой организмом.
5. 60 – 65% времени УГГ следует отводить общеразвивающим упражнениям в количестве 5 – 7 в зависимости от возраста детей с обязательным включением подвижных игр или другим видам физических упражнений, например, танцевально – ритмическим. При подборе общеразвивающих упражнений рекомендуется следующие требования: упражнения должны быть для разных групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа, амплитуды движения.
6. Эффективность УГГ значительно повышается, если присутствует ритмично – музыкальное сопровождение.
7. Завершать УГГ следует ходьбой или малоподвижной игрой, чтобы пульс и дыхание детей могли восстановиться.
Важное место в организации двигательного режима детей занимают физкультурные паузы во время занятий познавательного и художественно - эстетического циклов.
Физкультурные паузы решают следующие задачи:
- снижение психической нагрузки на эмоционально – волевую сферу ребенка и его сенсорные каналы;
- обеспечение эмоционально активного отдыха дете;
- активизация мышечного тонуса детей после относительно длительного статического положения, в котором они находились во время занятия;
- повышение умственной работоспособности детей.
При организации физкультурных пауз педагогу необходимо знать, что первые признаки утомления детей наступают на 6-7 минутах занятия. Чтобы восстановить нормальный биологический баланс (т. е. снять это напряжение, организм непроизвольно начинает активизировать клетки двигательной зоны коры головного мозга, что находит свое отражение в поведенческих реакциях детей. В первую очередь, это касается гиперактивных детей с неустойчивой психикой. Вторая психофизиологическая волна утомления приходится на 15-17 минуты занятия, и проявляется в общем нарушении внимания у значительного большего количества детей группы, снижении их работоспособности, организованном шуме и разговорах друг с другом. Причиной этому служит, как правило, относительно длительное статической положение, в котором находятся дети во время занятия при активном включении различных психических функций: внимания, речи, запоминания, что не соответствует уровню достаточной зрелости психофизиологических процессов в организме дошкольников. Эти внешние признаки утомления должны служить сигналом о необходимости переключить внимание детей на другой, более динамичный вид деятельности, которым и является физкультурная пауза.
Физкультурные паузы во время занятий проводятся ежедневно. Их количество, продолжительность и подбор в комплексы зависит от возраста детей, состояния их здоровья, вида занятия, степени сложности учебного материала.
Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для УГГ, но меньше по количеству.
Дидактические игры с некоторыми движениями хорошо вписываются в занятия по математике, где дети решают задачи на ориентацию в пространстве, знакомятся с геометрическими формами через двигательные занятия. На занятия по развитию речи широко используются имитационные движения, напоминающие персонажей животных.
Достаточно эффективны на занятиях в качестве физкультурных пауз игры малой подвижности, поскольку не требуют большого пространства и несложные, хорошо знакомые детям правила.