Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Физкультминутки и их место в режиме дня»

Родионова Валерия
Консультация для педагогов «Физкультминутки и их место в режиме дня»
▼ Скачать + Заказать документы

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.

Публикация «Консультация для педагогов „Физкультминутки и их место в режиме дня“» размещена в разделах

Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полу приседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т. п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления физкультминутку можно не проводить.

Основные требования к проведению физкультминуток :

• проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

• подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;

• отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

• комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;

• подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

З. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток Воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7. Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8. Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

11. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Комплексы физкультминуток.

Цветок

Спал цветок и вдруг проснулся…. Руки через стороны вверх.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, повернулся Повороты вправо, влево.

Наклонился. Наклоны вниз.

Взвился вверх и полетел. Присед на корточки,

Мы растем, растем выросли… выпрямление вверх.

Дождь

Капля - раз, капля - два, Хлопки руками на каждое слово.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом. Бег.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. Хлопки руками на каждое слово.

Кап-кап, кап-кап. Свободные движения пальчиками.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. Соединить руки над головой.

Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад. Взмахи руками.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят. Повороты вокруг себя.

Обуваемся

Я умею обуваться,

Топать ногами. Топать ногами.

Я и маленького братца Руки перед грудью,

Обуваться научу. показывают "маленького братца".

Вот они, сапожки, Наклон вперед.

Этот с правой ножки, Погладить правую ногу.

Этот с левой ножки. Погладить левую ногу.

Снегопад

Белый снег, пушистый. Взмахи руками.

В воздухе кружится Повороты вокруг себя.

И на землю тихо

Падает, ложится. Опуститься на корточки.

Машина- 1

Шла по улице машина, Двигаться в заданном

Шла машина без бензина, направлении, вращая

Шла машина без шофера, воображаемый руль.

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Машина - 2

Завели машину: ш-ш-ш. Вращения руками перед грудью

Накачали шину: ш-ш-ш. "Насос". Полуприседания.

Улыбнулись веселей и поехали скорей. Вращение воображаемого руля.

Хлоп - топ

Мы ручками похлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп. Хлопают руками.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ. Топают ногами.

Мы киваем головой

Вверх вниз, вверх вниз, Наклоны головы.

Влево вправо, влево вправо. Повороты головы.

Мы руки опускаем, Руки вверх.

Мы руки поднимаем, Руки вниз.

Мы руки подаем, Берутся за руки.

И бегом, бегом, бегом,

И кругом, кругом, кругом. Бег по кругу, взявшись за руки.

Стоп! Остановка. Остановка по сигналу.

Весенний дождь

Поутру надел на ножки "Пробегать" пальчиками одной руки по другой

Дождь хрустальные сапожки. от предплечья к кисти.

Где наступит сапожок Похлопывать руки ладонями.

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки. Поглаживать руки ладонями.

Солнышко

На носочки встанем,

Солнышко достанем.

До пяти считаем,

Руки поднимаем.

Радуга

В небе радуга висит В воздухе "нарисовать" радугу.

Детвору веселит. Потянуться вверх и помахать кистями рук.

С нее, как с горки, Опустить руки вниз.

Едут Егорка, петух, кот, свинья и я. Загибать пальцы на руке.

Пароход

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Потягушеньки

Потягушеньки моей душеньке.

Тянем ноженьки,

тянем рученьки. Потягивание вверх, стопы приподнимаются на носки.

Сон, скорей уходи,

сила, приходи. Напряжение всех мышц, руки согнуты в локтях.

Улыбнись, глазок,

хоть один разок. Улыбка - мимическое движение.

Прогулка

С тобой гуляем весело,

По улице идем.

И по дороге песенку

Веселую поем. Шагать на месте.

Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка.

По улице идем. Шаги на месте.

Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка.

Мы песенку поем. Шаги на месте.

Фрукты

Будем мы варить компот. Маршировать на месте.

Фруктов нужно много.

Вот Показать руками - "много".

Будем яблоки крошить, Имитировать, как крошат,

Грушу будем мы рубить, рубят,

Отожмем лимонный сок, отжимают

Слив положим и песок. кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот, Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ. Хлопать в ладоши.

Птички

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

Прогулка

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети. Шагать на месте.

Ручки согревают, ручки потирают. Потирать рукой об руку,

Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко. топать

Нам мороз не страшен, весело мы пляшем, приплясывать.

Наоборот

Дети встают, выходят из-за стола и выполняют действия, противоположные действиям, которые выполнит взрослый: опустить руки - поднять; открыть рот - закрыть; согнуть руки - распрямить и т. д.

Птички

Птички прыгают, летают. Машут руками и подпрыгивают.

Птички крошки собирают. "Клюют".

Перышки почистили.

Клювики почистили. Погладить руки, носики.

Птички летают, поют, Машут руками.

Зернышки клюют. "Клюют".

Посуда

Вот большой стеклянный чайник, "Надуть" живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки. Приседать, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются. Кружиться, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки, Потянуться, руки сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес. Сделать большой круг.

Буратино

Буратино потянулся. Руки поднять вверх и потянуться на носочках.

Раз - нагнулся, два - нагнулся. Наклоны влево и вправо.

Руки в стороны развел, Развести руки в стороны.

Ключик, видно, не нашел Вращения руками перед грудью.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. Руки поднять вверх и потянуться на носочках.

Зарядка

Солнце глянуло в окошко,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть пошире,

Наклониться, три – четыре

И на месте поскакать - пять.

В лесу - 1

Мы шли-шли-шли,

Землянику слева нашли,

Сели, поели,

Опять пошли.

Мы шли-шли-шли,

Подберезовик справа нашли,

Взяли в корзинку,

Опять пошли.

В лесу - 2

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

- Ах! Ух! Ох! Их! Руки - в замок, энергичные наклоны вперед.

Лиса

Лисонька - лиса бежала,

Хвостик в лапочках держала,

Чтобы хвост не замочить,

В лужицу не уронить.

Белка

Белка спрячется в дупле, Наклоны вправо и влево,

Не найти ее нигде. прыжки на месте.

Зайка

Зайка серый быстро скачет, Кисти согнуты перед грудью,

Словно мячик, словно мячик. прыжки с продвижением вперед.

Лягушки

Лягушки - квакушки совсем не спешат, Руки согнуты в локтях,

А учат они топать веселых лягушат. пальцы раздвинуты.

Шаги на месте с высоким подниманием коленей.

Движение

Я хожу, хожу, хожу,

Я на месте не сижу.

Я бегу, бегу, бегу,

Я без движенья не могу.

Три мишки

Старший мишенька шагает: топ - топ.

Ноги мишка поднимает: топ - топ. Топать ногами.

Средний мишка догоняет: хлоп - хлоп.

И в ладоши ударяет: хлоп - хлоп. Хлопки у правой и левой щеки.

Младший мишка - торопыжка:

шлеп - шлеп - шлеп.

Шлепает по лужам мишка:

шлеп - шлеп - шлеп. Ударять ладонями по коленям.

Повторяй за мной

Кто хочет быстрым стать

И время не терять,

Пусть за моей спиной

Все делает за мной.

Движенья рук и ног

Ты повторяй, дружок.

Я играю

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол. Имитация удара ногой по мячу.

Я играю в баскетбол, Имитация броска по кольцу.

И, конечно, в волейбол. Имитация паса в волейболе.

Смелый солдат

Знают все ребята, Марш.

Смелого солдата,

Смелого солдата не сломить.

Знают все ребята,

Смелого солдата Сгибание рук в локтях - "силачи".

Никогда не смогут победить.

Закаляемся

Я утром закаляюсь, Движения хлопанья по воде.

Водичкой обливаюсь. Движения набрасывания на себя воды.

Пусть тельце будет красненьким, Поглаживание рук.

А ротик пусть зубастеньким. Улыбка.

Пусть ручки будут чистыми, Имитация намыливания рук.

А ножки будут быстрыми. Бег на месте.

Овощи

В огород пойдем, Маршировать на месте.

Урожай соберем. Идти по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты Имитировать, как срезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, очень вкусный. Показать руками.

Щавеля нарвем немножко "Рвут".

И вернемся по дорожке. Идти по кругу, взявшись за руки.

На лыжах

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. Дети машут руками перед собой.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали. Имитировать, как встают на лыжи и едут.

Боровик

По дорожке шли, Маршировать.

Боровик нашли. Наклониться

Боровик боровой

В мох укрылся с головой, Руки над головой в "замке".

Мы его пройти могли –

Хорошо, что тихо шли. Ходьба на месте.

Сапожок

Куй – куй сапожок, Руки к плечам, сжаты в кулачки

Дай скорее молоток в стороны.

А не дашь молоток Кулачок о кулачок стучат

Не найдёшь сапожок Наклон вперёд, выпрямиться.

Лодочки

Две лодочки по озеру Сидя, руки перед грудью отводить

Широкому плывут в стороны с разведением рук в стороны.

Гребцы сидят на лодочках руки вперёд, пальцы сжаты в

И весело гребут. кулачки, сжимать и разжимать пальцы,

руки – вперёд, к груди, опустить вниз.

Ива

Во дворе стояла ива, Маршировка, поднять руки через

Ветерок её качал стороны, руки кверху, руки

То налево, то направо, свободно вниз, стряхнуть кисти рук

То верхушки колыхал.

Паровоз

Загудел паровоз, Движения руками, имитируя движе

Он вагончики повёз ния колёс (руки согнуты в локтях).

Чох – чох, чу – чу!

Я далёко укачу.

Вагончики зелёные Маршировка на месте, руки на

Бегут, бегут, бегут поясе, наклоны в стороны,

А круглые колесики опустить руки,

Всё тук да тук да тук маршировка высоко поднимая ноги.

Бабочка

Утром бабочка проснулась. Плавные взмахи руками.

Потянулась, Потянуться.

Улыбнулась. Улыбнуться.

Раз – росой она умылась. Движения выполняются по тексту.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

А теперь все дружно встали…

Руки кверху поднимаем, Руки вверх.

А потом их опускаем, Руки вниз.

А потом их разведем Руки в стороны.

И к себе скорей прижмем. Руки вниз, прижать к бедрам.

А потом быстрей, быстрей, Хлопки в ладоши.

Хлопай, хлопай веселей!

Публикации по теме:

«Физкультминутка в режиме дня дошкольника». Консультация для родителей«Физкультминутка в режиме дня дошкольника». Консультация для родителей Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так.

Презентация «Физминутки с применением ИКТ и их место в режиме дня» «Физминутки с применением ИКТ и их место в режиме дня». В Федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольника Вполне логично, что первой образовательной линией Базового компонента дошкольного образования как Государственного стандарта дошкольного.

Использование танцевально-игровой гимнастики «Са-фи-дансе» на физкультурных занятиях и в режиме дня дошкольников Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Консультация для педагогов «Игровой час во второй половине дня» Консультация для педагогов с презентацией "Игровой час во второй половине дня". В данной презентации представлены цели, задачи игрового.

Консультация для педагогов «Организация двигательной активности детей в летний период в режиме дня» «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека,.

Консультация для воспитателей «Содержание познавательно — математической деятельности в режиме дня» «Содержание познавательно – математической деятельности в режиме дня» Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением.

Мастер-класс для педагогов «Минутки здоровья в режиме дня дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Минутки здоровья в режиме дня дошкольников» Цель мастер класса: освоение различных форм оздоровления детей и.

Мастер-класс «Минутки здоровья в режиме дня дошкольников» Мастер-класс «Минутки здоровья в режиме дня дошкольников» Цель мастер класса: освоение различных форм оздоровления детей и их последующее.

Методическая разработка «Содержание работы с воспитанниками по формированию звуковой культуры речи в режиме дня» Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Физкультминутки и их место в режиме дня»
Опубликовано: 10 октября 2018 в 10:24
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Физкультминутки и их место в режиме дня»» (включая файлы) размещена пользователем Родионова Валерия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД