Татьяна Буркут
Музыка в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодежи. Когда же произошло упущение, почему мы пожинаем плачевные результаты? Не потому ли, что, возможно, уделяли в свое время мало внимания нравственно – патриотическому воспитанию тем малышам, которое в данный момент представляют молодое поколение нашей страны. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна.
Публикация «Музыка в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человечество в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально – образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, поскольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать в нашей интегрированной образовательной деятельности, как ее лучше преподнести. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, особенно мальчиками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам, посвященным борьбе с фашистами. При подборе музыкального репертуара учитываются не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и сила воздействия музыки, песен на чувства и настроение детей, на способность преобразования их нравственного и духовного мира.
Одним из этапов нравственно – патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка – дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город… надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Большие потенциальные возможности нравственно – патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчив, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.
Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем детском саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучание народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально – ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными зрителями слушателями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Таким образом, совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.