Лариса Шохина
Музыка как колоссальный потенциал для оздоровления детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка как колоссальный потенциал для оздоровления детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы нашего Центра Развития Ребенка, поскольку музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоциональной сферы, повышения социально-адаптивных функций.
Публикация «Музыка как колоссальный потенциал для оздоровления детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Наиболее продуктивными являются музыкальные виды деятельности. Положительная динамика показывает, что у детей формируется мотивация к музыкальным видам деятельности, желание развиваться и само совершенствоваться, чувство уверенности в своих возможностях, радость от общения с музыкой, чувство эмоционального благополучия, повышается исполнительское качество, эмоциональная отзывчивость.
Все общеразвивающие и двигательные упражнения сопровождаются звучанием четкой, равномерно звучащей музыки, способствующей развитию чувства ритма у детей.
Для профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата на музыкальных занятия перед выполнением движений приучаю детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения музыкальных упражнений, танцев, игр соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Выполнять их надо без всякого напряжения, свободно, естественно. Эти сложные задачи решаются совместно с воспитателями с учетом таких педагогических принципов, как систематичность, постепенность, последовательность.
При коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата музыкальные упражнения помогают детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, ориентироваться в пространстве. При этом система упражнений выстраивается от «простого к сложному», где учитываются все необходимые музыкально-ритмические навыки выразительного движения.
В работе со старшими дошкольниками часто применяются такие технические средства, как DVD, музыкальный центр, магнитофон. Это позволяет самой показать детям, как правильно совершать движения, внимательно следить за качеством их исполнения каждым ребенком, помочь тем, кто испытывает затруднения.
В старших группах для развития танцевально-игрового творчества детям предлагаю творческие задания: выполнение под музыку движений, соответствующих определенному виду спорта (художественной гимнастике, фигурному катанию - где акцент делается на красоту, качество выполняемых движений тела: рук, ног, головы, сравнение с выполнением движений спортсмена. Это помогает детям принять правильную позу, выправить осанку, подтянуться, почувствовать и осознать, то нужно научиться правильно и красиво делать упражнения. С этой целью я, как музыкальный руководитель, использую фольклорный, песенно-игровой, танцевальный материал.
В танцевальных импровизациях дошкольники учатся не механически подходить в исполнению танцев, заданий, не копировать движения товарища, а творчески проявлять активность в нахождении новых вариантов, критически оценивать исполнение своих сверстников.
Упражнения, творческие задания на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата включаются в первую и последнюю части занятия, однако в течение всего занятия, во всех видах музыкальной деятельности я контролирую осанку детей (пение, восприятие музыки, игра на детских музыкальных инструментах, слежу за правильным выполнением всех видов музыкально-ритмических движений.
Такая последовательная, систематическая работа учит детей осознано относиться к музыке, движению под музыку, что способствует профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.
Ни одно музыкальное занятие не обходится без дыхательной гимнастики. Она способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища. Детям, страдающим заболеванием органов дыхания, помогают валеологические распевки, потешки, русские народные песни с акцентом на выдох, произнесением различных звуков (по Б. Толкачеву). Такие распевки выполняются 2-3 минуты (по А. Н. Стрельниковой). Например: упражнение «Гуси», «К солнышку» (по Б. Толкачеву,
«Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
На, а руки опускаю
Выдыхаю, выдыхаю. Ф-ф-ф.» (по А. Н. Стрельниковой).
Со старшими дошкольниками я провожу релаксационное дыхание под музыку (по В. И. Петрушину). Она заключается в глубоком брюшном (диафрагмальном) дыхании, выполняемом под музыку. При таком типе дыхания диафрагма работает наподобие поршня и массирует внутренние органы полости живота. Структуру релаксационного дыхания составляет длина, частота и соотношение между вдохом и выдохом. Вдыхать и выдыхать можно и ртом и носом. Релаксационное дыхание хорошо сочетает с упражнениями по мышечной релаксации. Выполняются сидя, стоя, лежа на спине.
Звуковая гимнастика основана на методе звукового дыхания М. Л. Лазарева и фонопедическом методе развития глосса В. А. Емельянова, которые направлены на укрепление и лечение голосового и дыхательного аппарата. Ритмизированный текст на слог «ти» - короткие звуки и «та» - длинные звуки, помогают быстро и точно выучить мелодию новой песни. Такие голосовые игры способствуют так же обогащению тембра голоса ребенка.
Игра на ДМ инструментах так же способствует профилактике в нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, дыхательной функции, например, - духовые инструменты.
Музыка вне музыкальных занятий
Повышение работоспособности детей напрямую зависит от музыки, которую дети слушают вне музыкального занятия. Дети, окруженные агрессивной звуковой средой, излишне возбуждаются, становятся неуправляемыми. Поэтому очень важно, чтобы дошкольников окружала гармоничная музыка, которая положительно воздействует на организма человека, координируя функции внутренних органов.
Исследования французских и американских ученых показали, что из всех произведений композиторов – классиков музыка Моцарта и его современников наиболее гармонична и сильнее воздействует на людей. Она усиливает правополушарные творческие процессы, развивает навыки интуитивного мышления, улучшает настроение, вербальное, эмоциональное и пространственное восприятие, совершенствует память и способность к концентрации. Под ее влиянием дети быстрее развиваются, лучше учатся, становятся более спокойными, взрослые проявляют чудеса изобретательности и исцеляются от болезней.
Исходя из этого, воспитатели, педагоги по дополнительному образованию используют классическую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изо, конструированию и т. д.). В работе с родителями я рекомендую произведения для прослушивания дома, записываю недостающие произведения на домашние аудиокассеты. Обязательное условие включение музыки – ненавязчивое, негромкое звучание.