Горлова Наталья
Музейная педагогика в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. - Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей?
Именно поэтому я решила создать свой собственный экологический мини-музей «Цветок».
Как же зародилась такая идея в моей группе? Все началось в весеннее время года (средняя группа) когда на клумбах нашего детского сада появились первоцветы, дети очень заинтересовались ими; затем мы вместе с ними сами посадили разные виды цветов, ухаживали за ними, радовались первым всходам. По вопросам детей, я поняла, что о цветах они хотят узнать больше, т. к. цветок – один из самых почитаемых объектов природы в мире людей. Для человека цветок – это источник эстетического наслаждения. Он радует глаз, пробуждает хорошее настроение, рождает поэтические строки. Но в природе внешняя красота и приятный запах имеют более прагматическое значение – продолжение жизни. Цветок – важное звено в экологической системе (цветы и насекомые тесно связаны друг с другом, у него есть немало тайн и загадок, которые детям помогут раскрыть экспонаты мини-музея. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности и выполняет следующие функции:
Публикация «Музейная педагогика в ДОУ» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
- создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;
- проведение занятий;
- дидактические и настольно - печатные игры;
- сказкотерапия;
- исследовательская и экспериментальная деятельность;
- прослушивание музыкальных произведений и просто создание позитивных эмоций всех присутствующих в нашей группе.
Создавая наш мини - музей я определила следующую цель: формирование экологической культуры дошкольников через создание музейной экспозиции, знакомство детей с многообразием цветов, их строением, с взаимосвязями растений и животных, значении цветов в жизни людей, необходимости бережного отношения к природе, воспитание интереса к миру растений.
Экспонаты располагаются по тематическим разделам:
- 1 - «Где можно встретить цветы». Этот раздел дает знания детям, о том, где растут цветы, учит их классифицировать.
- 2 - «Как устроен цветок». Он позволяет детям увидеть и рассмотреть строение цветка. Экспонатами к этому разделу стали плакаты «Цветок в разрезе» и «Строение цветка».
- 3 раздел рассказывает детям о «Друзьях цветов». Какие насекомые помогают цветам, а какие приносят вред? В этом разделе помещены иллюстрации, объемные изображения, игрушки, изображающие пчел, бабочек, шмелей и других насекомых-опылителей.
- 4 - «Враги цветов». Основной «враг» красиво цветущих растений – это уничтожающий их человек. Об этом рассказывает природоохранный знак, на котором изображена рука, срывающая цветы. В противовес запрещающему знаку представлен знак разрешающий, подсказывающий, что можно делать по отношению к цветам (например, нюхать, рассматривать, любоваться). В этом же разделе есть иллюстрации с изображением растений «Красной книги» с яркими, крупными цветами (именно они в первую очередь страдают от сбора на букеты).
Определенный ущерб цветам наносят весенние заморозки. Символ в виде снежинки помогает понять, насколько опасны морозы в период цветения растений и о том, как это отражается на будущем урожае.
- 5 - «Человек и цветы». В нем я собрала материалы, которые рассказывают детям о значении цветов в жизни человека, и человека в жизни цветов. Здесь помещены: альбомы с иллюстрациями растений «Красной книги» с яркими, крупными картинками, «Цветы, которые лечат», схема «Как ухаживать за цветами».
- 6 - «Цветы - источник вдохновения» посвящен произведениям живописи, прикладного искусства и поэзии. Красота цветка мимолетна и недолговечна, поэтому человек стремится увековечить ее в своей памяти с помощью кисти, ткани, бумаги, поэтических строк. В этом разделе я подобрала репродукции картин, художников разных эпох, произведения художественной литературы (стихи, сказки, рассказы, так же здесь присутствует много поделок, сделанных детьми и родителями.
- 7 - «Флористика». В создании экспонатов этого раздела приняли участие не только дети и родители, но и бабушки, которые сделали красивые флористические композиции. Так же здесь находятся множество разных предметов для создания букетов детьми: засушенные цветы, листья, веточки, крупные бусины, небольшие вазочки и т. д. Это позволяет развивать фантазию, воображение детей, видеть красоту вокруг себя.
- 8 - «Уголок самостоятельной деятельности». Здесь собраны разные игры и материалы для опытов, наблюдений. «Цветочное лото» помогает закрепить знания детей о цветах. Игра «Чего не стало» развивает у детей внимание, наблюдательность, закрепляет знания об этапах развития цветка. «Опиши цветок» - эта игра помогает лучше запомнить названия цветов и их внешний вид. «Собери цветок» - закрепляет знания детей о строении цветка. «Где растет цветок» - позволяет закрепить знания детей о цветах - садовых, лесных, полевых.
- 9 - «Цветы на гербах стран и городов» На стенде прикреплены гербы городов, на которых есть изображения цветов. Этот материал используется и для патриотического воспитания дошкольников.
- 10 - «Букет загадок» На обратной стороне цветка написаны загадки, ответ на которые дети должны найти в мини-музее. В этом разделе мы провели эксперимент «Что нужно цветам?» : посадили семена цветов, одни семена поливали; вторые поливали, но поставили в тень; третьи не поливали. В результате эксперимента мы сделали вывод, как надо ухаживать за цветами, что необходимо цветам, чтобы они выросли. Затем выращенную рассаду вместе с детьми высадили на нашу клумбу, где продолжали за ними ухаживать.
Во время посещения мини-музея я предлагала детям разные задания, упражнения, проводила такие игры, как:
- «Найди и сосчитай»;
- «Восстанови порядок»;
- «Придумай рассказ».
Во время экскурсии по музею с детьми обсуждаем различные проблемные ситуации. Например: представьте, что семечко растения упало на землю, и его склевала птица. Хорошо это или плохо? Птица насытилась это хорошо, цветок не вырос – это плохо. Почему исчез цветок? Его съела корова. Хорошо ли это? А если цветок сорвали, но выбросили, даже не донеся до дома?
Такие ситуации помогают детям не только рассуждать и делать умозаключения, но и понять целесообразность некоторых поступков, сложность и неоднозначность взаимосвязей в природе, учат оценивать объект с разных точек зрения. Дети начали понимать, что многие явления и процессы, происходящие в природе, нельзя оценивать только с позиции человеческих отношений.
У детей появился значительный объем знаний о цветах: они научились различать, классифицировать их, правильно ухаживать, а самое главное беречь. А еще узнавать что-то новое, проводить опыты и эксперименты в уголке экспериментирования и лаборатории Наураша.
Каждый музейный предмет несет в себе информацию, он вызывает у детей определенные эмоции - интерес, восхищение, желание узнать о нем больше. Экспонаты музея меняются и пополняются в соответствии с временем года, осенью – коллекциями семян, плодов и разноцветных листьев, которые изготавливают дети совместно с родителями; весной – рассадой цветочных культур, которую высаживаем на территории детского сада. Наши клумбы цветут с ранней весны и до поздней осени, а территория имеет почетное звание «Территория образцового содержания», и в этом есть моя заслуга.
Стало традицией нашей группы – дарить цветок антуриума выпускникам детского сада: маленький росток мы сажаем, когда ребенок приходит в детский сад, и цветущее растение получает ребенок, идущий в первый класс.
В рамках работы мини-музея «Цветок» совместно с детьми и родителями принимаем активное участие в районных выставках цветочных композиций и букетов, участвуем в районных акциях «Посади дерево», «Лес Победы» и др. У нас много новых планов и задумок, которые мы будем реализовывать в ближайшее время.
«Цветы, как люди на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие, тёплые костры»