Наталья Цыганкова
Музейная педагогика как средство развития когнитивных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать
В настоящее время музей, как элемент образовательного пространства в дошкольной организации получил широкое распространение.
Работа нашего краеведческого мини – музея «В гостях у Котофея Ивановича» реализуется на основе дополнительной общеразвивающей программы для детей старшего дошкольного возраста- «Я поведу тебя в музей, в мини – музей».
Музейные встречи проходят в соответствии с циклограммой совместно – организованной деятельности.
Публикация «Музейная педагогика как средство развития когнитивных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Но, возникает вопрос, как, же быть воспитанникам тех групп, с которыми музейные встречи организуются в рамках реализации проектов или по случаю празднования календарных дат?
Ведь, несомненно, одним из важных условий усвоения музейной информации является предварительная работа. Это означает, что воспитателям важно дать определённый объём представлений об историческом событии или об обсуждаемом предмете – экспонате.
Осознавая актуальность данного вопроса, в ходе реализации методического проекта «Мы родом из Кузбасса!» был проведен мастер – класс «Это каждый должен знать». В рамках, которого педагоги на практике рассмотрели игровые приёмы, которые позволяют детям, опираясь на исторические факты и музейные экспонаты, расширить когнитивные способности, что в полной мере способствует повышению познавательной активности, мотивации и познавательных действий детей.
И так, как это было…
Работа мини – музея ведётся под девизом «Ценностям нельзя научиться, ценности нужно пережить», а на практике реализуется в один из принципов «Знание через руки», что является естественной формой усвоения музейной информации.
Именно поэтому в ходе мастер – класса особый акцент был сделан на рассмотрение методики преподавателя истории Джона Никола, который доказывает, что дети привыкли к новым вещам, им может быть непонятен интерес к старому и на первый взгляд не очень привлекательному предмету. Так же педагоги проанализировали ряд последовательных вопросов обследования экспонатов и способы стимулирования интереса детей к изучению музейных предметов, которые базируются на активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).
Затем участники мастер – класса подробно рассмотрели опыт музейного педагога Надежды Дмитриевны Рева, которая разработала целый спектр музейно – образовательных игр и игровых приёмов, дающих мощный стимул развитию познавательной активности и познавательным действиям при ознакомлении детей с музейной информацией.
В результате анализа теоретических аспектов данного вопроса, педагоги на практике обыграли особенности музейно – образовательных игр.